Сама цель духовности в том, чтобы обрести сознательное единство с наивысшей Истиной. Если человек обрел это сознательное единство, то он, конечно же, сможет отличать правильное от дурного. У любого, кто ведёт духовную жизнь, есть также ещё одно особое преимущество. Получив внутреннее послание, он чувствует и внутреннюю потребность повиноваться этому посланию. Он обретает дополнительное вдохновение и, скажем, устремление поступать правильно. Но обычный человек очень часто поступает неправильно, несмотря на то, что знает это. Почему же он так делает? Потому что его внутренняя потребность недостаточно сильна, чтобы заставить его поступать правильно. У духовного ищущего все по-другому. Когда изнутри к ищущему приходит ощущение того, как поступить правильно, к нему изнутри также приходит и достаточная способность совершить это.
— 3 июня 1971 г.
Вопрос: Разница между материализмом и духовностью — в том, что материализм стремится овладеть внешним миром, а духовность стремится овладеть миром внутренним?
Шри Чинмой: Следуя духовной философии в своей жизни, мы хотим овладеть внутренним миром, а не материальным миром. Мы не хотим владеть Божьим творением на правах собственности. Мы хотим только владеть Богом и использовать Его в своих целях. Но, погружаясь в духовную философию ещё глубже, мы хотим овладеть человеком или вещью не в своих целях, а для их пользы. А поднявшись еще выше в божественной философии, мы вовсе не захотим владеть. Мы захотим только войти в бесконечный покой, свет и блаженство, чтобы они смогли соответственно сыграть свою роль в нас и через нас здесь, на земле, по-своему. Настоящий божественный воин всегда будет искать истину, свет, покой и блаженство ради их проявления и осуществления. Божественная философия заключается не в принципе “Я хочу для себя”. Божественная философия — это “Да исполнится Воля Твоя так, как Ты того желаешь”.
— 13 июня 1975 г.
Вопрос: Как лучше всего вдохновлять других следовать духовной жизни?
Шри Чинмой: Эффективнее всего вдохновлять других своим собственным устремлением. Если ты стал воплощением устремления, то другие вдохновятся автоматически. С другой стороны, надо понимать, что не каждый готов к тому, чтобы его вдохновили. Нельзя выйти на улицу и заявить всему миру: “Я открыл покой, свет и блаженство. Вы тоже можете найти их, молясь и медитируя”. Если вы так скажете, мир просто посмеется над вами. Поэтому вам надо погрузиться глубоко внутрь, чтобы обрести внутреннее чувство относительно того, к кому надо подходить. Когда внутренне вы почувствуете, что такой-то и такой-то, по крайней мере, выслушает то, что вы скажете, только тогда можно предлагать вдохновение. Так что сначала постарайтесь внутренне осознать, кто воспримет ваше послание, вашу любовь, вашу истину и заботу. Затем, когда вы найдёте нужного человека, существует полная вероятность того, что вам удастся его вдохновить.
— 10 августа 1976 г.
Вопрос: Почему люди боятся духовности?
Шри Чинмой: Люди боятся духовности, потому что не знают, что такое духовность. Духовность не является чем-то инородным, чем-то непонятным. Духовность показывает нам нашу истинную жизнь и нашу единственную цель, а эта цель — осознание Бесконечного внутри и вовне нас. Если бы люди знали истинное значение духовности, они бы немедленно приняли ее. Цель духовности — придать динамизм человечеству. Без духовности человечество навсегда останется во тьме.
— Апрель 1978 г.
Вопрос: Надо ли стараться объяснять другим наши духовные занятия?
Шри Чинмой: Нет, это было бы ошибкой. Стараясь убедить других, что то, что мы делаем, правильно, в некотором смысле мы неосознанно пытаемся обратить их в свою веру. Зная, что мы поступаем правильно, мы просто должны делать это. Для себя мы знаем, что рано утром нужно молиться и медитировать. Но мы не пойдем к соседу, который крепко спит в то время как мы медитируем и не потребуем от него вставать только потому, что, как мы чувствуем, это нужно делать. Мы не станем говорить: “Смотри, я молюсь и медитирую; я поступаю правильно. Нельзя спать в такое время; тебе тоже нужно вставать!” Если мы заявим подобное, то наш сосед просто скажет: “Не лезь не в свое дело!” В духовной жизни мы не пытаемся разъяснять свои занятия; мы просто живем для Бога внутри себя. Бог велел нам молиться и медитировать на Него. Когда придет время для других молиться и медитировать, то Бог дарует им просветление и пробуждение. Но если отправиться к ним преждевременно и попытаться пробудить или просветлить их, когда они еще не готовы, этим их духовному прогрессу никак не поможешь. Разъяснение — это не просветление. Ум так изворотлив; его никогда не убедишь.