Когда мы молимся, мы чувствуем, что есть Некто, кто думает о нас, наблюдает за нами и заботится о нас Свыше, и этот Некто есть наш Возлюбленный Всевышний. Когда мы медитируем, мы чувствуем, что наш Возлюбленный Всевышний — внутри нас или повсюду вокруг нас. Мы чувствуем Его Присутствие глубоко внутри себя, и оно вдохновляет нас вести более высокую жизнь, приближающую нас к осуществлению нашего предназначения. Молитва дает нам почувствовать, что мы должны идти к Нему, чтобы порадовать Его. Мы находимся у подножия дерева, а Он — на его вершине, поэтому мы должны подняться ввысь, чтобы достичь Его. Но медитация дает нам почувствовать, что не имеет значения, где мы находимся — у подножия дерева или на его самой высокой ветви, — Он все время с нами, помогает нам и ведет нас.
— 10 августа 1979 г.
Вопрос: Не могли бы Вы объяснить различие между концентрацией, медитацией и созерцанием?
Шри Чинмой: Когда мы концентрируемся, мы не позволяем никаким мыслям проникать в свой ум, независимо от того, божественные они или небожественные, земные или Небесные, хорошие или плохие. Весь ум целиком сосредоточен на определенном предмете или субъекте. Если мы концентрируемся на лепестке цветка, мы должны чувствовать, что в целом мире ничего не существует, кроме нас и лепестка. Мы не будем смотреть ни вперед, ни назад, ни ввысь, ни внутрь. Мы будем просто стараться пронзить объект, на котором фокусируем внимание, с помощью своей направленной в одну точку концентрации. Концентрация подобна стреле, входящей в мишень. Но это не агрессивный способ проникновения в какую-то вещь или вхождения в объект. Вовсе нет! Эта концентрация приходит прямо из сердца или, точнее, из души. Мы называем это непреклонной волей, или силой воли, души.
Очень часто я слышу, как устремленные говорят, что не могут концентрироваться более пяти минут. Через пять минут у них начинается головная боль, или они чувствуют, что голова горит. Почему? Потому что сила их концентрации исходит из интеллектуального ума или, иначе говоря, из дисциплинированного ума. Ум знает, что он не должен блуждать; уж это он знает. Но если ум использовать правильно, просветленным способом, тогда в него должен войти свет души. Когда свет души вошел в ум, становится исключительно легко концентрироваться на чем-либо два или три часа, или столько, сколько мы захотим. В это время в уме не может быть ни мыслей, ни сомнений, ни страхов. Никакие враждебные силы не могут войти в ум, если он переполнен светом души.
Таким образом, когда мы концентрируемся, мы стараемся почувствовать, что сила концентрации исходит из сердечного центра и затем поднимается к третьему глазу. Физическое сердце — это крошечная мышца, но духовное сердце, которое является нашим истинным домом, необъятнее самой вселенной. Сердечный центр — это то место, где находится душа. В это время, думая о душе, мы не должны формировать никакого определенного представления о ней или размышлять, на что она похожа. Мы просто должны думать о ней как о представителе Бога, как о безграничном Свете и Восторге. Таким образом, этот Свет поднимается из нашего сердца, проходит через третий глаз и затем переносит нас в объект нашей концентрации, и мы отождествляемся с ним. Завершающей стадией концентрации является открытие скрытой высшей истины, заключенной в объекте концентрации.
То, что концентрация может сделать в нашей повседневной жизни, невозможно себе вообразить. Концентрация — это надежнейший способ достижения цели, независимо от того, что является нашей целью: Богоосознание или простое исполнение человеческих желаний. Настоящий устремленный рано или поздно обретает силу концентрации либо по Милости Бога, либо благодаря постоянной практике, либо в силу своего устремления. Каждый ищущий может заявить, что в нем есть божественный герой, божественный воин. И что это за божественный воин? Это его концентрация.
Когда мы концентрируемся, надо концентрироваться на одном определенном предмете. Но когда мы медитируем, мы чувствуем, что у нас есть способность видеть глубоко внутри себя многое, иметь дело со многим и принимать многое в одно и то же время. Медитируя, мы стараемся расширить сознание, чтобы вобрать в себя безбрежное море или просторное голубое небо. Мы стараемся расширять себя, подобно птице, расправляющей крылья. Мы расширяем свое конечное сознание и вступаем в Универсальное Сознание, где нет страха, нет зависти, нет сомнений, а только божественная радость, покой и сила.
Вот что мы в действительности делаем во время медитации: мы входим в свободный, спокойный, тихий, безмолвный ум. Мы погружаемся глубоко внутрь и приближаемся к своей истинной сущности, а это наша душа. Когда мы живем в душе, мы чувствуем, что, в сущности, мы медитируем спонтанно. В это время мы видим, что наше внутреннее существо заполнено покоем и безмятежностью.