В конце концов, эти неправильные мысли надо будет победить; иначе они будут возвращаться и надоедать вам снова и снова. Вы должны быть божественным гончаром. Если гончар боится прикоснуться к глине, он ничего не сможет дать миру. И вот гончар прикасается к глине и превращает ее во что-то прекрасное и полезное. Точно так же, трансформировать свои небожественные мысли — это ваш непреложный долг, но только тогда, когда вы способны сделать это наверняка.
— 18 мая 1973 г.
Вопрос: Я хотел бы узнать, какая связь между сердцем и умом. Как можно их объединить?
Шри Чинмой: Есть два пути. Один путь — сердцу войти в ум. Другой путь — уму войти в сердце. Давайте считать, что сердце — это мать, а ум — ребенок. Мать тиха, спокойна и полна любви, в то время как ребенок в данный момент полон неуверенности, сомнения и беспокойства. Либо ребенку нужно отправиться к матери, либо мать должна идти к ребенку.
Когда мать приходит к ребенку, ребенок должен почувствовать, что она пришла с добрыми намерениями: успокоить ум, освободить ум, божественным способом принести осуществление уму. Если беспокойный ум будет питать сомнения и подозрения по отношению к сердцу, то он пропал. Если ребенок чувствует, что мать пришла только, чтобы беспокоить его, если он продолжает лелеять все свои плохие качества и считать их хорошими, что может тогда поделать бедная мать? Сердце придет с хорошими намерениями, надеясь преобразовать сомнение ума в веру, а другие его небожественные качества — в божественные качества. Но ум должен быть готов; он должен чувствовать, что сердце пришло, чтобы изменить его к лучшему.
Другой путь подходит, когда ум прошел через все негативное и разрушительное — страх, сомнение, подозрение, ревность, нечистоту и так далее — и наконец достиг точки, где он чувствует, что пришло время отправиться к тому, кто может дать что-то лучшее. Кто же это? Сердце! Если ум устремится, он сразу почувствует, что сердце подобно настоящей матери, и сердце будет всегда чувствовать, что ум — ребенок, который нуждается в руководстве.
Оба пути эффективны. Если ум готов учиться у сердца, то сердце всегда жаждет учить его. Мать готова помогать и служить ребенку двадцать четыре часа в сутки. Это как раз ребенок временами раздражается, не слушается или упрямится и чувствует, что он знает все и ему нечему и не у кого учиться. Но ум должен учиться у кого-то еще. Даже мать, сердце, получает знания кое у кого еще — у души, которая воплощает свет. Давайте назовем душу бабушкой. Мать учится у бабушки, а ребенок должен учиться у матери. Если мы сможем смотреть на отношения между сердцем и умом как на отношения между матерью и ребенком, то это наилучший способ их объединить.
— 11 мая 1973 г.
Вопрос: Как просветлить свой ум?
Шри Чинмой: Просто позволив свету души прийти к уму через сердце. Почувствуйте, что у вас три комнаты — ум, сердце и душа, и единственный способ достичь третьей комнаты — пройти через вторую. Душа должна прийти в комнату-ум через комнату-сердце. Поэтому сначала сконцентрируйтесь на душе и почувствуйте ее присутствие в комнате-душе. Затем попытайтесь внести присутствие души в комнату-сердце. Как только душа хорошо обоснуется в комнате-сердце, озаряя сердце, наступает время войти в комнату-ум. Затем внесите присутствие души в комнату-ум и просветлите ум. Сначала внесите душу в сердце, и пусть она озарит сердце. Затем, когда сердце получит просветление, пусть душа придет и служит Всевышнему в уме. Другого способа не существует.
— 8 июля 1975 г.
Вопрос: В одной из своих лекций Вы сказали, что, если бы мы меньше думали и больше медитировали, меньше планировали и больше действовали, то мы были бы счастливее. Не могли бы Вы подробнее остановиться на этом?
Шри Чинмой: Мы видим, что культурные, образованные люди думают так, а некультурные, необразованные люди думают иначе. Но как высоко интеллектуальные, так и умственно неразвитые люди неизменно страдают от одного: путаницы. Они думают и думают, но в тот момент, когда они полагают, что нашли истину, они обнаруживают, что это вовсе не истина, а только еще большая путаница.
Трудность состоит вот в чем: когда мы думаем о ком-то или о чем-то, мы вырабатываем концепцию, которая, по нашему мнению, абсолютно верна. Но в следующий момент приходит сомнение и изменяет наш взгляд. А спустя несколько минут мы вообще недоумеваем, способны ли мы оценить кого-то или что-то. В данный момент я буду думать, что вы прекрасный человек. В следующий момент я подумаю, что вы плохой. После этого я подумаю что-нибудь еще. И наконец я пойму, что нет предела моим вопросам и нет никакой определенности.