Следующий вопрос был задан журналистом ЮПИ во время интервью со Шри Чинмоем при Штаб-квартире ООН 15 июня 1977 года.
Вопрос: Видите ли Вы тот день, когда Ваш духовный труд будет завершен?
Шри Чинмой: Нет, мой труд не таков. Это медленный и постоянный процесс. Мы находимся в процессе сознательного становления во внешнем мире тем, чем всегда были во внутреннем мире. Но у этого процесса роста нет конца; мы можем расти вечно. Нам незачем делать остановки.
Мы посеяли семя, и сейчас у нас есть крошечный росток. Если налетают бури сомнения и ураганы зависти, то, естественно, прогресс может быть очень медленным. Но если есть безоговорочная вера и преданное единство, то росток вскоре станет деревом. Раньше это был всего лишь саженец, но теперь он вырос в маленькое, но крепкое растение. Так что есть большая надежда, что он вынесет все удары человеческого сомнения и слабости и превратится в огромное дерево.
~*~*~
Глава 13
Мировые религии
Ответы на следующие вопросы были даны 31 октября и 14 ноября 1975 года.
Вопрос: Для чего существует религия и какую роль она должна играть в нашей жизни?
Шри Чинмой: В жизни устремленного ищущего религия играет в высшей степени значительную роль, потому что религия — это наш духовный дом. Мы начинаем в своем духовном доме, а затем направляемся в Дом Бога. Религия — это дом, в котором мы живем, пока не войдем во Дворец Бога и не установим сознательное, постоянное единство с Богом.
Бояться Бога не нужно. Бог вселюбящ. Но все же лучше думать о Боге со страхом, чем не думать о нем вообще. В тех, кто практикует религию, чаще всего живет неведомый или неосознанный страх. Сделав что-то неправильное, они чувствуют, что Бог накажет их. Именно этот страх заставляет их думать о Боге и молиться Богу. Вот что происходит в большинстве случаев — но не всегда — с теми, кто практикует религию. Сначала они обращаются к Богу со страхом и только впоследствии — с любовью, искренностью и единством. Но духовность никогда не практикуют из страха. Там, где есть единство, нет страха. Духовность мы практикуем, исходя из чистой потребности. Потребность заставляет нас любить Бога.
Вопрос: Какова цель религии?
Шри Чинмой: Цель религии — включить Бога в нашу разнообразную деятельность. Бога надо чувствовать как живую Реальность. Иначе, если мы будем просто верить в Бога, мы не сможем достичь и не достигнем многого. Роль религии заключается в том, чтобы дать каждому человеку почувствовать, что Бог — это Некто живой и реальный, и что Бог обладает бесконечным Покоем, Светом и Блаженством. Такое убеждение можно вывести на передний план благодаря религиозному чувству или благодаря следованию религиозной вере.
Вопрос: В чем исконное назначение религии?
Шри Чинмой: Исконное назначение религии заключалось в том, чтобы человек увидел, почувствовал и сознательно посвятил себя сущности Единого, пребывающего во многих. Существует много стран, много вер, много вероучений, много сект. Религия призвана создать синтез и объединить их все. Религия призвана установить чувство единства между всеми странами. Весь мир от края до края должен петь песню единства. Вот для чего появилась религия.
Вопрос: В большинстве религий семья всегда рассматривалась как центр и религиозной, и социальной деятельности. Не могли бы Вы раскрыть сокровенную и божественную цель семьи?
Шри Чинмой: Сокровенная и божественная цель семьи — предоставить человеку возможность открыть свою истинную Реальность. Если мы не открываем истинную Реальность в себе, то мы отказываемся от обещания, данного однажды в мире души. Будучи в мире души, человек выбрал рождение в одной из миллионов семей на земле, чтобы исполнить обещание, данное Богу, чтобы сделать что-то особое для Бога. Он обещал осознать Бога, раскрыть Бога и проявить Бога, и он чувствовал, что рождение в этой конкретной семье поможет ему исполнить свое обещание.
Это сокровенное обещание может выйти на передний план, только когда человек осознает свое неотъемлемое божественное право. Если он считает Бога своим, самым родным, и чувствует, что однажды он станет единым целым с Богом, то ему суждено достичь своей Цели. Он достигнет этой более высокой реальности, только превосходя себя. В самопревосхождении он осознаёт сокровенность и божественную цель своего существования и семьи, которой он принадлежит.