Поскольку мы — обычные люди, нам кажется, что бесконечный Покой, бесконечный Свет, бесконечное Блаженство и бесконечная божественная Сила — все это чистое воображение. Мы становимся жертвой сомнения, страха и негативных сил, которые кажутся нам чем-то совершенно нормальным и естественным. Мы ничто не можем любить чистой любовью, даже самих себя. Мы живем в конечном мире, в ссорах и борьбе, и у нас нет ничего похожего на Покой, Свет или Блаженство. Но люди, которые занимаются медитацией, погружаются глубоко внутрь и видят, что настоящие Покой, Свет и Блаженство существуют. Они обретают безграничную внутреннюю силу и видят, что сомнению и страху можно бросить вызов и что их можно победить. Когда мы достигаем осознания Бога, наше внутреннее существо наполняется Покоем, Уравновешенностью, Самообладанием и Светом.
Вопрос: Когда вы говорите о том, что видите Бога лицом к лицу, как вы Его видите? Он — это некое существо?
Шри Чинмой: Бог имеет форму, и Он не имеет формы. У Него есть атрибуты, и у Него нет атрибутов. Если человек захочет увидеть Бога как бесконечный простор Света и Восторга, Бог придет к этому человеку как бесконечный простор Света и Восторга. Но если он захочет увидеть Бога как ослепительно сияющее существо, исполненное ярчайшего света, то Бог таким и придет к нему. Конечно, когда я говорю, что Бог принимает форму сияющего существа, я сильно обедняю реальность. Он не просто сияющий — Он такой, что я не могу описать вам этого человеческими словами.
Что касается меня, то я видел Бога и в том, и в другом образе — как имеющего форму и как не имеющего формы. Но когда я говорю о Боге, я говорю о Нем как о существе, потому что человеческому уму легче воспринять эту идею. Когда говоришь, что существует форма, образ, то людям это понятнее. Иначе Бог становится лишь неясным представлением. Если я скажу, что Бог — это Блаженство, а ищущий не испытывал Блаженства, то он безнадежно запутается. Но если я скажу ищущему, что Бог подобен человеку, всемогущему отцу, который может что-то сказать или сделать, он сможет это воспринять и поверить в это.
Когда человек думает о некоем существе, более великом, чем он сам, он тут же представляет его себе подобным человеку. Идею Бога гораздо легче воспринять через форму. Но я никогда не скажу, что ошибаются те, кто желает увидеть Бога, не обладающего формой, как бесконечный простор Света, Восторга, Энергии или Сознания. Я просто чувствую, что другой способ легче.
Вопрос: Какая часть человека достигает осознания?
Шри Чинмой: Когда наступает осознание, то Бога осознаёт все существо. Душа уже осознала Бога, но она выводит свое реализованное сознание вперед. Оно входит в сердце и старается наполнить сердце своим божественным сознанием. Затем из сердца осознание входит в ум, из ума в витал, а из витала — в физическое тело. Когда осознание включает в себя физическое, витал, ментал и психическое, осознание становится завершенным.
Истинное осознание дает человеку понять, что он не тело и не ум, а не что иное, как душа, проявление Божественности. Каждый человек, осознав Бога, будет чувствовать, что он является сознательной частью Бога. Физическое ограниченно, а душа безгранична. Говоря об осознании, мы имеем в виду нечто неограниченное, бесконечное. Осознав Бога, мы выходим за пределы сознания тела и становимся едиными с безграничными способностями души.
Вопрос: Я читал, что осознание — это не достижение, а открытие.
Шри Чинмой: Это и есть не достижение, а открытие. Но когда мы что-то открываем, это затем становится нашим достижением. Как только мы что-то открываем, оно становится неотъемлемой частью нашего существования; а все, что становится неотъемлемой частью нашего существования, становится нашим достижением. Именно внутри открытия зарождается достижение. Когда ученый что-то открывает, его открытие становится собственностью всего мира, но все равно это его достижение. Точно так же, когда человек осознаёт Бога, хотя Бог существовал всегда и принадлежит как внутреннему, так и внешнему миру, осознание Бога все же является самым значительным достижением любого человека.
Истина и Божественность уже существуют внутри нас, но мы ими пренебрегаем. Мы не пользуемся ими, и поэтому они становятся нам чужды. Но в то мгновение, когда мы открываем их уже внутри себя, они становятся нашим собственным достижением. Они становятся нашим достижением благодаря нашему искреннему личному усилию и благодаря постоянной внутренней Милости Бога.