Когда мы просто видим что-то, мы не можем считать это совершенно своим, близким, и эта вещь тоже не может считать нас своими. Видеть мы можем на физическом плане, а осознавать — на внутреннем плане. Видение недолговременно, осознание же остается с нами навсегда. Если мы что-то видим, видение может продлиться короткое время; но когда мы осознаем что-то, это осознание длится вечно.
Вопрос: Когда человек достигает состояния, где он обретает единство с Богом, становятся ли его эмоции или чувство устремления настолько сильными, что спонтанно выражаются в словах?
Шри Чинмой: В это время не будет слов. Единство с Богом словами не выразить, его можно только чувствовать.
Вопрос: Даже если это будут слова восхваления и единения с Богом?
Шри Чинмой: Да, могут быть слова восхваления и единения. Ищущие часто выражают свои духовные переживания словами необыкновенной красоты. Многие духовные личности говорили нам, что такое союз с Богом, и умом мы полагаем, что знаем это. Но осознание Бога невозможно выразить человеческим языком. Тот, кто осознал Бога, бесконечно выше обычного человека, и для выражения его сознания нет человеческих слов.
Вопрос: После того как человек осознает Бога, продолжает ли он вести себя как обычный человек?
Шри Чинмой: Когда мы употребляем слово «осознание», у людей зачастую возникает об этом какое-то неправильное представление. Им кажется, что осознавший Бога человек радикально отличается от обычного человека, что он ведет себя самым необычным образом. Но я хочу сказать, что осознавшему Бога человеку нет ни причины, ни необходимости необычно себя вести. Что оно осознал? Высшую Истину в Боге. А кто такой Бог? Бог — это некто или нечто абсолютно нормальное.
Когда человек осознаёт Высочайшее, это значит, что он обрел Покой, Свет и Блаженство в бесконечной степени. Это не означает, что у него изменится внешность, что внешние черты станут другими, ибо Покой, Свет и Блаженство находятся в его внутреннем сознании. Даже после того как духовный Учитель осознал Высочайшее, он все равно ест, спит, разговаривает и дышит — как и все остальные люди.
Именно внутри человеческого существует божественное. Чтобы доказать свою внутреннюю божественность, не нужно жить в гималайских пещерах; эту божественность можно проявлять в своей нормальной повседневной жизни. Духовность абсолютно нормальна, но, к сожалению, мы стали считать ее чем-то ненормальным, потому что видим в этом мире невежества так мало духовных людей. Но такое мнение — прискорбная ошибка. Настоящая духовность — это принятие жизни. Сначала нам надо принять жизнь такой, какова она есть, а потом пытаться обожествить и преобразить лик мира своим устремлением и своим осознанием.
Недуховные люди часто думают, что осознавший Бога человек — если он действительно достиг осознания — должен ежеминутно творить чудеса. Но чудеса и осознание Бога совершенно не обязательно должны быть связаны. Когда вы смотрите на духовного Учителя, вы видите Покой, Свет, Блаженство и божественную Силу. Войдите в него, и вы непременно почувствуете все это. Но если вы будете ожидать от осознавшего Бога человека чего-то другого, если вы придете к духовному Учителю, ожидая, что он исполнит все ваши бессчетные желания и сделает вас мультимиллионером, то вы совершенно ошибаетесь. Если на то будет Воля Всевышнего, Учитель легко, в мгновение ока сможет превратить человека в мультимиллионера. Он может щедрой рукой принести свыше материальное процветание, но обычно на это не бывает Воли Всевышнего. Воля Всевышнего дается на внутреннее процветание, а не на внешнее богатство.
Вопрос: Как узнать осознавшего Бога духовного Учителя?
Шри Чинмой: Когда вы находитесь в присутствии осознавшего Бога Учителя, вы непременно, сознательно или неосознанно, ощутите Покой, Свет, Блаженство, Силу, потому что Учитель по своей природе излучает их. Он не делает ничего напоказ; все происходит спонтанно, так же, как цветок по своей природе источает благоухание. Вы каждый день встречаетесь с тысячами людей, но такого не испытываете ни от одного из них.
Внешнее тело Учителя может быть очень некрасивым, но в его глазах вы увидите все божественные качества. А если его глаза закрыты, то внешне вы, может быть, ничего и не заметите, но глубоко внутри себя вы испытаете внутреннюю радость, которой не испытывали никогда прежде. Вы и раньше испытывали радость, это верно, но тот внутренний трепет, который появится у вас, когда вы впервые предстанете перед настоящим духовным Учителем, невозможно описать. А если этот Учитель — ваш собственный Учитель, то радость будет бесконечно сильнее.