Вопрос: Как вы чувствуете, совершает ли человечество духовный прогресс?
Шри Чинмой: Человечество совершает прогресс на пути к предопределенной цели. Иногда мы замечаем тучи сомнений и сплошные несовершенства, но все это всегда будет с нами, пока мы не достигнем совершенного Совершенства. Каждый человек вышел из исходного пункта. И в забеге к Богу один человек может оказаться позади другого, но все мы бежим к одной цели. Прогресс совершает каждый человек. Во внешней жизни он может быть незаметен. Он станет заметен, только когда в нашей преданной жизни, жизни отречения Воле Всемогущего Отца вспыхнет яркий свет. Хотя на внешнем плане, так же как и на внутреннем, случаются беды, кризисы, войны и тому подобное, мы все равно совершаем прогресс.
Вопрос: Легко достичь самоомознания живя в миру, а не отвергая его?
Шри Чинмой: Некоторые духовные Учителя, и я в их числе, считают, что нет необходимости отвергать мир и жить отшельником. Надо принять мир без робости и в миру осознать Высшее. Мы не хотим вести жизнь человека, скрывающегося от действительности. Кто скрывается? Тот, кто чувствует, что совершил что-то всерьез плохое, или тот, кто боится. Мы не сделали ничего плохого, и мы не боимся окружающего нас мира. Если мы будем бояться мира, мы будем бояться всего.
Сейчас мы видим вокруг гигантский мир несовершенства. Мы стараемся укрыться от него, чтобы себя защитить. Но я хочу сказать, что враг гораздо опаснее современного мира – это не что иное, как наш собственный ум. Уходя в пещеры, мы не можем убежать от своего ума. Мы несем этот ум с собой – ум, полный беспокойности, зависти, путаницы, сомнений, страха и прочих небожественных качеств. Этот наш ум заставляет нас оставаться на поле битвы жизни. Если мы не справимся с собственным умом, живя в миру, что толку нам будет удалять из этого повседневного мира только свое тело?
Нам нужно жить здесь, в обычном мире, среди друзей. Но ведь мы легко можем выбрать себе друзей, и надо сделать это очень тщательно. Если мы хотим быть духовными, то большую часть времени надо проводить с духовными людьми. Если проводить большую часть времени с неустремленными людьми, их сознание проникнет в нас, и тогда осознание Бога и внутреннее просветление останутся для нас за семью печатями. Но если у нас будет должное руководство изнутри, если мы будем знать, что идем по правильному пути, и общаться с устремленными людьми, настанет день, когда нас наполнит божественность. Тогда мы сможем раскрыть миру свое внутреннее богатство, и тогда мы сможем общаться со всеми без исключения, предлагать им свои опыты, делиться ими, не подвергая опасности собственное духовное сознание.
Внутренний мир и внешний мир могут сосуществовать друг с другом, и в конечном счете это случится. Но нам надо понимать, что в самом начале духовного странствия нужно изменить приоритеты. Значит, теперь нужно уделять больше всего внимания внутреннему миру, а не внешнему. Нужно двигаться изнутри вовне, а не наоборот. Когда мы укрепимся во внутреннем мире, мы сможем снова обратить внимание на внешний мир. Сначала надо максимальную важность придавать внутреннему миру, а потом постепенно – внешнему, пока мы наконец не научимся любить и служить обоим мирам одинаково и одновременно. Когда мы полностью укоренимся во внешнем мире благодаря божественности, обретенной в мире внутреннем, тогда мы успешно соединим внешний мир с внутренним.
Внутренний мир – это семя. Внешний мир – это баньян. Сначала надо уделить внимание семени. Оно прорастает и постепенно превращается в баньян. Без семени не появилось бы дерево, а без дерева никогда не осуществилось бы то, чего мы ждем от семени. Так что поначалу важно семя. В конце важно дерево, потому что оно выросло из божественных истоков.
Внутренний мир – это душа, а внешний мир – это тело. Без тела душа не может проявлять. А без души тело не может осознавать. Если уделять внимание душе и позволить внутреннему существу наполниться светом души, мы сможем успешно входить в темноту, нечистоту и мрак внешнего мира и просветлять их. Когда же внешний мир будет просветлен, он сможет гармонично и дружески жить с внутренним миром.
Внешний мир – это лошадь. Внутренний мир – это наездник. Лошадь должна нести наездника, своего хозяина, к предназначенной цели. Если не будет наездника, чтобы вдохновлять, подгонять лошадь и направлять ее к цели назначения, лошадь будет добираться до цели очень долго, если доберется вообще. Так что наезднику нужна помощь лошади – тела, а лошади нужно руководство наездника – души.
В обычной жизни мы вечно недовольны, сколько бы у нас ни было материального добра, сколько бы у нас ни было внешней власти. В современном внешнем мире удовлетворения не найти, что бы мы ни делали, что бы ни говорили и чего бы ни достигли. Но сегодняшняя неудовлетворенность – это не постоянная реальность в нашей жизни и не может ею быть. Когда засияет и пробьется вперед свет внутреннего мира, удовлетворение само собой появится в нашем преданном уме и достигшем отречения сердце. Удовлетворения – вот чего мы хотим от своей жизни, не больше и не меньше. Мы обязательно достигнем удовлетворения, если будем погружаться глубоко внутрь и идти во внешний мир из мира внутреннего.
Из книги Шри Чинмоя «Пятьдесят лодок свободы к одному золотому берегу»