Почему человек ходит в университет, если он может учиться и дома? Потому что он чувствует, что получит квалифицированное обучение от людей, хорошо знающих предмет. Так вот, вы знаете, что было немного — очень, очень немного — по-настоящему образованных людей, которые не кончали никаких университетов. Да, исключения существуют. Из каждого правила есть исключения. Бог есть в каждом, и если ищущий считает, что ему не нужна помощь другого человека, — прекрасно, пусть испробует свои возможности сам. Но если человек мудр и хочет мчаться к своей Цели, а не ковылять или просто идти, то тогда, конечно же, Гуру может оказать значительную помощь.
Скажем, я нахожусь в Лондоне. Я знаю, что существует Нью-Йорк и что я должен туда вернуться. Что мне для этого нужно? Самолет и летчик. Хотя я знаю, что Нью-Йорк существует, я не могу попасть туда сам. Точно так же, вы знаете, что существует Бог. Вы хотите достичь Бога, но вас должен туда кто-то отвести. Как самолет доставляет меня в Нью-Йорк, так же кто-то должен привести вас к Сознанию Бога, которое находится глубоко внутри вас. Кто-то должен вам показать, как войти в вашу собственную божественность, которая и есть Бог.
Духовный Учитель приходит к вам с лодкой. Он говорит: «Пойдем! Если ты хочешь добраться до Золотого Берега, я тебя отвезу. Более того: если ты сядешь в мою лодку, то в ней ты можешь петь, танцевать, можешь даже спать, а я в целости и сохранности довезу тебя до Цели».
Тысячелетиями мы плавали в море невежества. Пробудившись, мы захотели переплыть это море и попасть в океан Света и Восторга. Если мы знаем, что есть лодочник, а у него есть лодка, которая может в целости и сохранности доставить нас к цели, то, естественно, мы постараемся получить от него помощь. Подлинный духовный Учитель знает путь и обязательно поможет нам достичь цели. Подобно лодочнику, он отвезет нас на другой берег.
Два инструмента Бога
Как Учитель, так и ученик – вечные ученики. Учитель подобен Сократу, ибо он осознает, что он – вечный ученик, тогда как ученик не знает, что он является вечным учеником. Настоящий Учитель – Бог. Духовный Учитель – сознательный и преданный ученик Бога. Учитель знает, что есть Источник, и он принадлежит этому Источнику; он – из Источника, и он – для Источника. Он осознает это. Ученик, к сожалению, не осознает своего единства с Источником. Но ученик не навсегда останется бессознательным. Он также разовьет внутреннюю зрелость и внутренний свет. Тогда он почувствует, подобно своему Учителю, что он также является вечным учеником.
Духовный Учитель на самом деле не является учителем для своих учеников; он – личный наставник. Учитель обучает, а затем экзаменует, но ученик должен сдать экзамен именно сам, своими собственными усилиями. Если ученик не занимается успешно, тогда он остается в невежестве. Однако личный наставник оказывает нам особенную помощь, так чтобы мы не остались в невежестве. В духовной жизни личным наставником является Учитель. Он помогает нам встречать море-невежество лицом к лицу. Он лично обучает нас, как смело встречать море-невежество и как открыть реальность нашей души. Он помогает нам в открытии себя всеми возможными способами.
Есть некоторые ищущие, которые, к сожалению, чувствуют, что Учитель – это Бог. Но ни одно человеческое существо не может быть богом. Учитель не является даже настоящим отцом духовной семьи. Настоящий отец – Абсолютный Господь. Учитель – только старший ребенок в семье, а ученики – младшие дети. Отец научил старшего сына обучать этим самым предметам младших. Младшие могут и не знать, что их настоящий Отец – не старший брат, а Кто-то еще. Но они, в конце концов, осознают это. Роль старшего брата заканчивается только тогда, когда он может одухотворенно, преданно и успешно привести младших членов своей семьи к своему Отцу, который является также и их Отцом.
Учитель исполняет роль реализации, а ученик исполняет роль устремления. Но реализация и устремление неразделимы. То, что мы называем устремлением, это реализация на другом плане сознания. Здесь, на земле, мы называем это устремлением, но оно же является реализацией на другом плане. Подобным образом, то, что мы называем реализацией на другом плане, на этом, земном, плане мы называем устремлением. Реализация – не что иное, как постоянное, вечно превосходящее себя устремление, а устремление – не что иное, как реализация или частичная реализация, или вечно-просветляющая, вечно-сияющая реализация. Она полностью зависит от уровня ищущего, от его внутреннего роста.
Ученик предлагает свое устремление Учителю. Учитель предлагает реализацию ученику. Учитель предлагает ученику то, что он считает самым лучшим в своей жизни реализации. Ученик предлагает Учителю то, что он считает самым лучшим в своей жизни устремления. Но Учитель говорит ученику: «Нет, это не наивысшее твое достижение. Пора просыпаться, дитя мое. Не спи более. Не предавайся удовольствиям невежества. Пробудись, воспрянь!» Тогда ученик просыпается и входит в жизнь динамичной духовности. В это время Учитель говорит ему:«Пожалуйста, не задерживайся. Садись на мое плечо. Я понесу тебя по всему внутреннему миру».
Духовность подобна божественной игре. Есть довольно много игроков, и у каждого игрока определенная роль. Учитель играет важную роль, и ученик играет важную роль. Но на самом высшем уровне именно Реальное в нас – Всевышний исполняет роль Учителя в одном человеке и роль ученика в другом человеке. В сердце Учителя Он дает, а в жизни ученика Он принимает.
Учитель – это мост, связующее звено между человеческой устремленностью и божественной реализацией. Он принимает то, что человечество может предложить ему для божественности: зов его души, и он приносит Свыше то, что божественность может предложить ему для человечества: ее просветленную Улыбку. Учитель – еще и посыльный. Он приносит надежду человечества в мир Видения Бога, и он доставляет Обещание божественности в человеческий мир. Он поднимается к наивысшему с надеждой человечества, и Он спускается к низшему с Обещанием божественного. Для чего? Ради земного сознания, для преобразования и совершенствования человечества.
Учитель – это слуга. В обычной жизни для того, чтобы увидеть хозяина, необходима помощь слуги. В духовной жизни также, если ищущий или ученик радует Учителя, который является слугой Бога, слуга сообщит Хозяину, что есть кто-то, ожидающий встречи с Ним. Именно слуга открывает дверь и сообщает настоящему Хозяину, Всевышнему, что некто ищет Его. Учитель – это секретарь. Вы обращаетесь к секретарю, если вы хотите назначить встречу с хозяином.
Роль Учителя – выполнять преданное служение в жизни-безмолвии. Именно в жизни внутреннего безмолвия он наиболее эффективно работает в своих учениках и через них. Фактически он предлагает своим ученикам жизнь-безмолвие. А ученики предлагают ему свою жизнь звука. Жизнь-безмолвие – для реализации; жизнь-звук – для просветления. Обе чрезвычайно важны.
Учитель очень искренен, когда он становится неотъемлемой частью зова человечества. Когда человечество испытывает жажду Покоя, Света и Блаженства, Учитель, в силу своего единства, испытывает такую же жажду. Подобно человечеству, он также страдает от вечного голода и жажды. Однако, тот же самый Учитель поднимается вверх, выше, еще выше и становится един с Источником Бесконечного Покоя, Света и Блаженства. Там, на Небесах, он наслаждается пиром, роскошным пиром, а здесь, на земле, он вынужден погибать от голода. Но он делает и то, и другое преданно и одухотворенно. Его роль в космической Драме Бога – донести зов человечества к Небесному Восторгу и принести свыше Небесный Восторг в зов человеческий.
В глазах Бога, как Учитель, так и ученик одинаково важны. Бог знает, что Его маленький ребенок, который известен как ученик, не всегда будет оставаться юным и беспомощным. Он так же будет наделен когда-нибудь безграничным Покоем, Светом и Блаженством. Бог также знает, что это Он играет роль маленького ребенка в каждом ученике и через каждого ученика. Именно Он хочет, чтобы Его Творение всегда оставалось новым и молодым. Вечно превосходящая себя новизна и молодость – это песня-мир в каждом человеке и в каждом Его творении. В то же время Он вдохновляет нас и дает нам почувствовать, что Он является вечно превосходящей себя Истиной, которую должны воплотить как Учитель, так и ученик.
Учитель и ученик становятся едиными в тот день, когда совершается внутренняя инициация. Эта инициация может состояться разными способами. Она может быть выполнена традиционным индийским способом, пением мантры и предложением нескольких символических священных предметов. Таким способом ученик обретает чувство отречения, которое является первостепенно важным в духовной жизни. Инициация также может состояться через глаза. Учитель дает ученику часть Света своей души или часть дыхания своей жизни через глаза. Вот как Он принимает ученика как очень близкого Себе человека. Благодаря состраданию Учителя ученик выносит на передний план из глубочайших тайников своего сердца несравненную благодарность. Когда благодарность и сострадание работают вместе, происходит инициация. В это время Учитель дает торжественное обещание ученику: «Сын мой, твое тысячелетнее невежество находится сейчас во мне, Я просветлю его, преобразую его и сделаю его совершенным инструментом Господа Всевышнего.» В силу абсолютного единства Учителя с Всевышним и со своим учеником Учитель чувствует, что все, чем он является, все, чем он был, и все, чем он будет, заключается в самом ученике в форме зародыша.
Со временем ученик, подобно своему Учителю, полностью осознает неизменную истину, что он является также необходимым инструментом Абсолютного Всевышнего. Тогда ученик говорит Учителю: «Учитель, ты – тело вечной Истины, а я – части твоего тела. Я нужен тебе для твоего проявления, а ты нужен мне для моей реализации. Давай действовать вместе, ибо так предопределено. Ты сыграешь роль Универсального Сознания, Трансцендентальной Высоты, а я сыграю роль твоего проявленного земного инструмента. Вместе мы проявим и осуществим предназначение Абсолютного Всевышнего.»
Учитель, служа ученику в безмолвии, знает и чувствует, что он любит Возлюбленного Всевышнего внутри ученика. А затем приходит время, когда он видит своего Возлюбленного Всевышнего внутри ученика не как отдельное существо. Он видит своего Возлюбленного Всевышнего внутри всего существа своего ученика. Он видит ученика как своего Возлюбленного Всевышнего. И тогда приходит время, когда ученик видит Учителя не как другое человеческое существо, а полностью единым со своим Господом Всевышним.
Приходит время, когда Абсолютный Всевышний заставляет как Учителя, так и ученика почувствовать, что Он одинаково нуждается в них, так как Он воплощает как Видение, так и Реальность. Свой Свет-Видение Он уже передал Учителю, а Его Свет-Реальность растет внутри ученика. Как Его Видение, так и Его Реальность должны работать вместе для того, чтобы установить мир совершенства здесь, на земле. Учитель без ученика – хром, а ученик без Учителя слеп. Но когда они вместе, они ни слепы, ни хромы: они совершенные инструменты Абсолютного Всевышнего, проявляющего Всевышнего Его неповторимым способом.
В заключение я хочу сказать, что Учитель и ученик – оба являются необходимыми избранными инструментами Бога. Они являются необходимыми именно потому, что они желают радовать Абсолютного Всевышнего Его собственном способом. Если Учитель хотел бы радовать Всевышнего своим собственным способом, тогда Учитель не был бы необходимым. Если ученик хотел бы радовать Всевышнего своим собственным способом, тогда ученик вовсе не был бы необходим. Но когда оба – Учитель и ученик – взывают и пытаются, пытаются и взывают, чтобы радовать и осуществлять Абсолют способом, каким Абсолют желает быть удовлетворен и осуществлен, тогда они являются чистыми, совершенными и сознательными инструментами Бога.
Из книги Шри Чинмоя “Хиромантия, реинкарнация и состояние сна”