Преодоление сомнения, страха, зависти, гнева и других негативных качеств – практические советы Шри Чинмоя
Вопрос: Как лучше всего справляться со страхами и сомнениями, которые периодически нас мучают?
Шри Чинмой: Почему мы чего-то или кого-то боимся? Потому что не установили единства с этим человеком или предметом. Когда ребенок встает перед отцом, отец кажется ребенку высоким и сильным великаном. Если бы у него не было единства с отцом, он напугался бы до смерти. Но он отца не боится, потому что знает, что отец его любит и что вся сила отца пойдет ему на пользу и на защиту. В духовной жизни тоже мы боимся кого-то или чего-то только потому, что не расправили крыльев сознания. Если мы расправим крылья, весь мир станет нашим.
Чтобы справиться с сомнением, надо себя спросить, достигаем ли мы чего-либо, сомневаясь в других. Если мы до конца своих дней будем сомневаться в чьем-то достижении, наше сомнение никак этого достижения не испортит. Если он чего-то достиг, дело сделано, и наше сомнение не может его умалить. Но если мы начнем сомневаться в себе, в этом для нас настоящее разрушение. Как только мы начнем сомневаться в собственных возможностях, задатках и способностях, мы больше не будем совершать прогресс. Скажем, вы засомневались во мне и почувствовали, что я не искренний ищущий, пару минут спустя вы почувствовали, что я искренний ищущий, а еще чуть позже вы подвергнете сомнению собственную способность и право судить. Так вот, когда вы засомневались во мне, я ничего не потерял, а когда вы поверили в меня, вы ничего не потеряли. Но когда вы засомневались в собственном суждении, вы попали в тупик. Если вы сейчас не можете от всего сердца принять Учителя, лучше всего постараться вызвать у себя внутри устремление и победить сомнение.
Давайте представим себе, что страх, сомнение, храбрость и вера – это четыре человека, два друга и два врага, которые стучат в вашу дверь. Поскольку это ваша дверь, вы можете впустить друзей, а не врагов. Впустите храбрость и веру, потом заприте, оставив страх и сомнение за дверью, ведь если вы впустите врагов, они будут вас эксплуатировать. Они уж постараются обернуть себе на пользу ваши слабости. Именно вы принимаете или отбрасываете страх и сомнение, веру и храбрость. Ищущий должен каждый миг быть сознательным и осторожным в том, когда открывать дверь своего сердца и дверь своего ума.
Когда ищущий достигает весьма продвинутого уровня и проделывает к цели большой, очень большой путь, тогда он не отбрасывает страх, не отбрасывает сомнение. Внутренней мудростью он преобразует страх в храбрость, а сомнение в веру. Когда ищущий находится на пороге осознания, когда он овладевает внутренней силой воли, он не хочет оставлять без преобразования ни одно несовершенство на земле. Он чувствует: «Если я не справлюсь с этим страхом, он отправится мучить моих младших братьев и сестер, моих родных и близких. Я справлюсь с ним и преобразую его раз и навсегда».
Вопрос: Как справляться с негативными чувствами типа гнева, зависти и страха?
Шри Чинмой: Иногда люди считают, что чем больше они думают о своих негативных качествах, чем больше они их осознают, тем скорее смогут от них избавиться. К сожалению, это не так. Чем больше в духовной жизни думаешь о своих негативных качествах, тем сильнее они нами помыкают и тем крепче нас держат. Посмотреть, есть ли в нас что-то такое, что можно призвать для решения наших проблем, – вот что нужно сделать.
Предположим, мы постоянно попадаем во власть гнева. Так вот, если мы добьемся покоя в своем существе, мы не будем впадать в гнев. Как это сделать? Совсем не надо думать о гневе, надо молиться и медитировать только на покой. Сама суть покоя в том, чтобы распространяться. Когда покой расправляет крылья внутри нашего существа, гнев у нас непременно преобразуется, потому что попадет под влияние покоя.
Предположим, на нас нападает зависть. Мы завидуем другим, потому что у нас с ними не сложилось единства. Но если я толкну ядро правой рукой, левая рука не станет завидовать, хотя она не смогла бы толкнуть так далеко. Между левой рукой и правой рукой возникло единство. Когда одна часть тела что-то делает, другая не чувствует себя несчастной, потому что каждая знает, что принадлежит одному телу и что ее реальность – все тело. Когда я работаю умом, ноги не чувствуют себя несчастными, потому что у них с умом есть единство. И в духовной жизни тоже, когда у нас возникает единство с Источником – Богом, – мы никому не завидуем. Если мы чувствуем, что наша реальность – это Бог, то каждый человек будет как бы частью нашего сознательного, посвященного, преданного духовного тела. Если все они – части моего тела, значит, они неотъемлемая часть моего бытия. Так как же мне им завидовать? Так что, если молиться о неразделимом единстве с Источником, проблема зависти легко решается, потому что Бог – корень, древо и ветви. Зависть можно преодолеть только постоянным чувством единства с другими. Пока мы не осознаем, что другие – совершенно родные нам люди, мы называем их другими личностями, отдельными субъектами. Но если у себя внутри мы видим и чувствуем их членами своей большой семьи, зависть исчезнет из нашей жизни устремления.
Точно так же лучший способ справляться со всеми прочими небожественными качествами – это призыв божественных качеств, которые просветлят их и преобразят.
Вопрос: Шри Чинмой, что вы считаете самым большим препятствием на духовном пути?
Шри Чинмой: Самое больше препятствие на духовном пути – это сомнение, сомнение в себе. Препятствия опаснее сомнения нет. Если сомневаться в Боге – это одно дело. В этом нет беды в том смысле, что Бог из-за ваших сомнений не утратит ни капли Своих бесконечных возможностей. Но если начать сомневаться в себе, вы совершенно пропали. Все ваши внутренние способности унесет потоком сомнений в себе.
Не следует сомневаться в Боге, и не следует сомневаться в себе. Но если уж сомневаться в чем-то одном из двух, то лучше сомневаться в Боге. Вы каждый миг говорите «я» и «мое». Хотя вы сомневаетесь в себе, вы в то же время говорите: «Я ем, я дышу, мой друг, мой дом». Вот вам доказательство вашего собственного существования. Существования Бога вы не видите и не можете пока доказать. Но собственное существование вы доказать можете, потому что вы его переживаете. Если говорить «я», «мне», «мое», а потом заявлять, что вы не существуете, над вами будут смеяться люди. Вы попадетесь – вы не сможете сомневаться в собственном существовании. Но в существовании Бога вы можете сомневаться, если хотите, потому что Он не стоит прямо перед вами, вы Его не видите и осознанно не чувствуете. Вы можете кстати и некстати сомневаться в Нем.
Так, вы можете иметь абсолютную веру в существование Бога, но сомневаться в Его Сострадании. Вы можете говорить: «Так ли уж сострадателен Бог? Я в своей жизни натворил столько неправильного. Даст Он мне Свой Свет-Знание? Почему же Он должен проявлять безусловное Сострадание ко мне?» Это сомнение другого типа. Пока у вас нет неверия в существование Бога и в собственное существование, но вы подвергаете сомнению Сострадание Бога к вам и Его Заботу о вас. Когда-то вы были душой в мире души. Кто привел вашу душу в этот мир? Именно Бог это сделал. Бог дал вам жизнь, прежде чем вы стали сознательно осознавать духовность, божественность и реальность. Бог принес вам послание божественности. Вы уже видите, сколько дал вам Бог такого, о чем вы никогда осознанно не просили. Все это пришло к вам через вашу душу. А кто сотворил вашу душу? Бог. Кто предложил ее вам? Бог. Кто собирается осуществить вас через вашу душу? Снова Бог. Так что вам легко перестать подвергать сомнению Заботу Бога.
Теперь вам может показаться, что вы не можете осознать Бога собственными силами. Это сомнение еще одного типа. Но если Бога осознал кто-то другой, почему же вы не можете сделать то же самое? Бог, тот же Бог, который существует в нем, существует также и в вас, вы просто недостаточно устремляетесь для того, чтобы увидеть Его. Все души пришли от Бога, не откуда-то еще. И если один человек осознал Бога благодаря устремлению, это же может сделать любой. Вы тоже можете осознать Бога. Ваше сомнение безосновательно. Вам только надо чувствовать, что ваше устремление пока не так интенсивно, как устремление того человека. Наконец вам надо чувствовать, что Бог ни за что не получит осуществления, пока вы Его не осознаете. Существованию Бога требуется осуществление в вас и через вас. Он ни за что не получит полного осуществления, пока вы не достигнете осознания. Если ваш друг осознает Бога, а вы еще нет, будьте уверены, что Бог не достигнет осуществления. Он его достигнет только в тот самый день, когда Его осознают все люди.
Дело Бога – осуществлять и проявлять Себя на земле. Если вы устремляетесь искренне, Ему будет проще осуществить и проявить Себя. Можете быть уверены, что Богу для собственного осуществления требуется от вас осознанное сотрудничество. Если вы предложите Ему свои искренность и устремление и сделаете к Нему один шаг, Он сделает к вам девяносто девять шагов. Вы дайте то, что можете, а Бог даст вам не только то, что у Него есть, но и то, что Он Сам есть. Есть же у Него бесконечная Забота, а Сам Он есть бесконечный Свет.
Так что самое большое препятствие в духовной жизни – это сомнение. Если вы справитесь со всеми сомнениями, вы окажетесь гораздо ближе к осознанию Бога. Конечно, есть много других препятствий, но они не так опасны, как сомнение. Сомнение – медленно действующий яд. Если каждый день лелеять сомнение, этот медленно действующий яд постепенно нас убьет. Мы должны вышвырнуть сомнение из своей внутренней жизни и из всего своего существа.
Вопрос: Как человеку преодолеть сомнение в себе?
Шри Чинмой: К сомнению надо относиться очень серьезно. Как только оно появляется, надо чувствовать, что перед нами стоит некто с ножом, готовый нас зарезать. Иногда мы свое сомнение лелеем, в то же время желая справиться с ним. Но только хотением сомнения никогда не победить. Если отождествляться с умом, не обретешь силы победить все сомнение, потому что ум сам осознанно или бессознательно лелеет сомнение. Но у души больше силы, чем у ума. Надо стараться спасать себя светом души. Каждый день еще до того, как у сомнения появится возможность пролезть в наш ум, нам надо стремиться почувствовать внутри себя свет души. Каждый раз, когда приходит сомнение, надо чувствовать, что душа не только нас защищает, а наделяет нас новой жизнью, жизнью устремления, жизнью осознания, а именно этого мы и хотим.
Можно справиться с сомнением, просто медитируя на душу или думая все время о душе. Душа бесконечно могущественнее наших ментальных сомнений. Мы можем принять позитивную сторону, и это надо делать. Мы приходим из души, душа внутри нас, мы – душа, мы – для души. Всегда можно постараться отождествить свое физическое существо, свое физическое сознание с душой – воплощением света и восторга. Когда мы чувствуем, что каждый миг превращаемся в свет и восторг души, сомнение можно легко преобразовать в божественную уверенность. Тогда мы скажем: «Я – сын Бога. Если уж я не смогу этого сделать, тогда кто сможет? Я могу осознать Бога, и я это сделаю. Я могу проявлять Бога, и я должен это делать». Можно лелеять такое божественное ощущение: что каждый из нас может добиться единства с Богом и добьется его. Тогда сомнение непременно нас покинет.