Вопрос: Можете ли вы дать определение святому? Кого вы считаете святым?
Шри Чинной: Они живут в святости, чистой жизнью. Это начинается с чистоплотности. Они прикасаются ко всему и смотрят на все с чистым сердцем. Они могут жениться, иметь детей, но всегда во всем, что они делают, присутствует некое сокровенное чувство. Даже когда они касаются листка, в этом есть какая-то сокровенность.
Затем идут мудрецы. Можно сказать, что мудрецы на тысячу ступеней выше святых. Мудрецы молятся и медитируют больше, чем святые. Мудрецы могут вести очень, очень строгую жизнь. Они хотят силы здесь, там и повсюду. С другой стороны, они не хотят спускаться на человеческий уровень. Они говорят: «Поднимайтесь до нашего уровня. Сначала к услугам искателей воспитатель детского сада. Закончив детский сад, можно пойти в начальную школу. Мы готовы быть наставниками для учеников начальной школы, но не для детей в детском саду».
Затем идут пророки. Пророки обладают видением — видением прошлого, видением будущего. Они хотят пребывать полностью в другом мире. Пророки не хотят спускаться даже на уровень мудрецов. Они полны мистицизма. Они очарованы мистическим миром. Там всё как прекрасный снег. Они хотят видеть прошлое, настоящее и будущее в этом заснеженном мире. Пророки говорят: «Мы видим нечто божественное. Если хотите, вы тоже можете подняться и посмотреть. Но мы не собираемся показывать вам дорогу или каким-то образом помогать вам». Иногда воспитатели детских садов и учителя начальной школы хотят иметь воспитанников. Они говорят: «Мы хотели бы иметь нескольких учеников». Пророки же говорят: «Если вы придете, мы готовы вас учить, но мы не горим желанием иметь учеников».
Между пророками и Йогами существует большое различие. Йог на миллионы миль выше пророка. Его цель — только отождествление с Богом во всяком действии без исключения. Йог молится и медитирует двадцать четыре часа в сутки. Но подход Йога не такой, как у святых и мудрецов. Мудрецы хотели бы овладеть оккультной и всевозможными другими силами. Пророки не хотят оккультной силы. Их удовлетворяет знание того, что происходит. Хотя, с другой стороны, говорят, что знание — само по себе сила. Я знаю, что внутри той комнаты. Каким образом? Благодаря некой мудрости, некой интуитивной способности. Но Йоги молятся и медитируют, только чтобы оставаться в сознании Бога. Они хотят единства с Богом.
Арджуна соглашался со всем, что говорил Шри Кришна. Если Шри Кришна считал: «Это — черное», — Арджуна тут же соглашался. Соглашаясь со своим Учителем, я поступаю не как глупец. Я капля, но хочу стать бескрайним океаном. Мир скажет, что я глупец, что у меня нет рассудка. Но Арджуна говорил Шри Кришне так: «Когда я преданно чувствую, что я капля, а ты — океан, и когда я вижу то, что видишь ты, я вхожу в твое сознание». Вот как Арджуна получил сознание Кришны.
Йог — это тот, кто един с Волей Господа Бога. Других, возможно, не всегда интересует Воля Бога. Если пророки могут увидеть отсюда, что происходит в Африке, они удовлетворены. А мудрецы заявляют: «Я буду удовлетворен, если обрету немного оккультной силы». Святые только говорят: «Я свят. Я прикасаюсь ко всему с сокровенным чувством». У этих трех есть чувство отчужденности, хотя они и выше остального человечества на тысячи ступеней. Но Йог всегда хочет находиться в сознании Бога. Там он един с Богом. Если Бог хочет, чтобы он что-то сделал, он это сделает. Йог лишь неустанно стремится стать единым с Волей Бога.
Затем идут Аватары. Можно сказать, что Йог — это очень-очень большая волна. Но когда приходит Аватар, это — как бескрайний океан с тысячами волн. Когда эти тысячи огромных волн из различных частей света опускаются, они становятся самим океаном. А кто же океан? Сам Бог — океан.
Аватары бесконечно, бесконечно выше Йогов, так как они полностью осознают свою высшую божественность, свой союз с Богом. Но иногда Бог говорит им: «Ты не сможешь проявлять Меня, если постоянно будешь в своем высшем сознании. Если ты всегда в безличностном аспекте, ты ничего не сможешь для Меня сделать. Тебе придется спуститься на землю. Я хочу, чтобы ты воплощал личностный аспект. Я останусь здесь в Своем безличностном аспекте. А ты спустишься в личностном аспекте и станешь Моим представителем. Я наделяю тебя Своей божественностью и Своей Санкцией спуститься вниз и выполнить Мою Работу. Но иногда Мне придется маскировать тебя. Иначе ты не сможешь общаться с человечеством. Человечество скажет: «Между твоей жизнью и нашей — такая зияющая пропасть. Ты все знаешь о Боге. Мы не можем стать такими, как ты. На это уйдут миллионы инкарнаций».
Аватары молятся и медитируют как Йоги, но они обладают скоростью пули. Их доступ к Богу — как экстренная телефонная связь. Когда бы они ни вздумали пойти к Богу, дверь для них всегда открыта. У них свободный доступ к Богу, на них — печать Бога. Миллионы и миллиарды вещей, которые Сам Бог, в Своем безличностном аспекте, не склонен делать, Он осуществляет в Аватаре и через Аватара. Бог в своем личностном аспекте принимает человеческое тело как Аватар. Он подвержен человеческим болезням и всяческим страданиям. Природа человеческого тела — быть подверженным боли, страданиям и болезням.
Бог говорит Аватару: «Забери страдания у людей. Я и так принимаю на Себя очень много от человечества. Я готов принять страдания от тебя, но Я не хочу принимать их напрямую от всех и каждого в отдельности. Мое творение так огромно — миллионы и миллиарды людей! Ты лично будешь заботиться о тысячах людей, а Йоги возьмут на себя заботу о некоторых». У пророков и всех, кто ниже Йогов, совсем иной стандарт. Бедный Аватар ужасно страдает. Но, страдая, он в то же время внутренне счастлив, что доставляет радость Богу.
К сожалению, человечество почти всегда понимает личностный аспект Бога неправильно. Большинство людей не могут принять человека в качестве Бога. Если вы увидите собственную душу во сне, вы скажете: «О, неужели это моя душа? Я думал, моя душа намного прекраснее!» Если Сам Бог предстанет перед вами и если вы попытаетесь увидеть Бога своей ограниченной способностью, вы заметите, что Нос у Бога не такой красивый, как вы предполагали. Вы считали, что уши Бога немного больше и что у Бога много волос. Оценивая что-то умом, вы никогда не будете удовлетворены.
Вы скажете: «Нет, я думал, Он будет выглядеть иначе». Безличностного аспекта Бога вы не видите. Он превосходнейший! Здесь вы беседуете со мной, шутите, чем-то занимаетесь, а кто-то в Швейцарии или Германии думает: «О, видимо, Гуру сейчас медитирует. Он — в высшем сознании». Не видя меня, эти люди могут развить больше любви и преданности к безличностному аспекту Бога. С другой стороны, очень легко чувствовать любовь, преданность и отречение к личностному аспекту, а иметь постоянную веру, любовь, преданность и отречение к безличностному аспекту — очень трудно.
Когда речь идет о принятии Аватара, большинство людей совершает серьезную ошибку. Для них чрезвычайно трудно принять человека как представителя Бога. Будь они мудрыми, они бы знали, что через океан невежества должен быть мост, перекинутый с одного берега на другой. Кто же этот мост? Кто ведет по пути? Этим мостом должен быть Аватар. Он должен быть проводником. Он проводит людей по мосту, который сам построил. Только после этого, устроившись на другом берегу, они скажут: «О Бог мой, ведь он был представителем Бога!» В этот момент именно тот человек, который построил мост и служил проводником, предстанет перед ними как Сам Бог.
Источник: Шри Чинмой, книга «Шри Чинмой отвечает на вопросы», часть 15