Видеть Божественное в других – советы Шри Чинмоя
Вопрос: Как можно видеть божественное в другом человеке, когда у каждого человека столько недостатков?
Шри Чинмой: Поскольку вы хотите видеть божественное в других, вы прошли уже полпути. Некоторые люди не желают видеть в других божественное. Напротив, они хотят видеть в других только небожественное, чтобы иметь право на критику и насмешки. Но когда вы становитесь искренним ищущим, тогда вы стараетесь видеть в других божественное, несмотря на их ограниченность. Разглядывая ограничения другого, мы лишь замедляем собственный прогресс и, в то же время, никак не помогаем тому человеку. Если мы будем искать у другого недостатки, его небожественные качества никуда не денутся, и наши не уменьшатся. Напротив, его небожественные качества выйдут вперед, потому что он будет защищаться, а у нас выйдут вперед гордость, заносчивость и чувство превосходства. Но если видеть в другом божественное, у нас ускорится прогресс, и мы сможем помочь другому человеку основать собственную жизнь реальности на чем-то божественном.
В духовной жизни надо видеть других сердцем любящего человека, а не глазами критика. Каждый человек знает свои ограничения, но все равно в первую очередь он должен думать о своих божественных возможностях и божественных задатках. Постоянно думая о своих божественных задатках, фокусируя внимание на божественных возможностях, он сможет вступить в царство исполняющей реальности.
Чтобы видеть божественное в других, надо любить. Там, где крепка любовь, недостатки пустяковы. Если любишь кого-то по-настоящему, трудно к нему придираться. Его недостатки кажутся незначительными, потому что любовь означает единство. Это единство проистекает из осознанного принятия нами его реальности такой, какая она есть. Мать, зная, что у ее ребенка не счесть ограничений, не перестает его любить, потому что у нее с ребенком возникло единство. Если у ребенка есть несовершенство, мать считает это несовершенство своим. А когда ребенок подрастает, он чувствует, что слабости матери – его собственные.
Если вам трудно любить человеческое в ком-либо, то любите божественное в нем. Божественное в нем – это Бог. Благодаря тому, что вы ищущий, вы знаете, что в этом человеке существует Бог, так же как Бог существует в вашей собственной жизни. Даже если вам трудно любить человеческое как таковое, вам будет очень легко любить Бога, потому что вы знаете, что Бог божественен и совершенен. И если вы каждый раз, глядя на человека, будете сознательно осознавать существование в нем Бога, то его несовершенства и ограничения не смогут осознанно вас обеспокоить.
Вопрос: Почему так трудно сочетать мирскую работу с духовной жизнью?
Шри Чинмой: Трудность заключается в том, что в действительности мы не стараемся следовать духовной жизни. Проснувшись утром, мы думаем о школе, работе, семейных проблемах и своих земных обязанностях. Мы не делаем первым делом главного – мы не думаем о Боге. Сознательно или неосознанно мы забываем о существовании Бога, но никогда не забываем о существовании человечества. Бога у нас в уме нет – там есть лишь человек. Естественно, мы не можем сочетать одно с другим. Если бы рано утром мы отдавали предпочтение Богу, а потом уже появлялось бы человечество, мы смогли бы их сочетать. Но мы не пригласили к себе в комнату своего Вечного Друга побыть с нами, мы пригласили только человека. Если мы не приглашаем первого и главного Друга, конечно, мы не можем познакомить с Ним и другого друга. Мы хотим сказать Богу: «Вот мой друг-человек», а человеку хотим сказать: «Вот мой Друг-Бог». Но одного из друзей нет. Так что нам надо обеспечить приглашение обоих друзей. Однако надо быть мудрым и понять, кто из двух друзей больше способен радовать нас и кто должен прийти первым. Прежде чем приглашать весь мир, прежде чем пускать к себе в ум и сердце человечество, давайте позовем Бога, нашего Вечного Друга. Если Он придет и мы ощутим Его присутствие у себя в сердце, тогда нам будет легко сочетать внешний мир с внутренним.
Вопрос: Кажется, духовным начинающим необходимо идти на определенный компромисс между семейной жизнью и духовной жизнью. Как вы считаете, такой компромисс будет существовать всегда, или его можно превзойти какими-то иными отношениями?
Шри Чинмой: Поначалу, если ваши рвение и любовь к Богу не так сильны, если вы чувствуете, что можете жить с Богом, но не с одним Богом, если вам кажется, что вам для счастья нужны и другие люди, то вам надо пойти на компромисс. Иначе вы не сможете остаться в духовной жизни. Но если вы чувствуете, что можете жить только в Сиянии Бога, что без Него не проживете ни секунды, то идите к Нему и не думайте о компромиссе. Он позаботится о вас, и Он позаботится также о членах вашей семьи.
Если Бог хочет, чтобы вы бежали быстрее быстрого, то вам надо понять, кто вам дороже всего: Бог или члены вашей семьи. Пока вы идете на компромисс, чтобы ваши родные и близкие были счастливы. Но вы знаете, что ваши способности весьма ограничены, тогда как Единый, к которому вы приближаетесь, владеет безграничными способностями. Вы не хотите оставить без попечения семью, но надо понимать, что у вас нет бесконечной способности сделать счастливыми мать, отца, брата или сестру. Стараясь их радовать, вы идете на определенный компромисс. Но если вы достигаете Источника своим интенсивным внутренним порывом, вы можете попросить Всевышнего, своего Внутреннего Пилота, взять за ваших близких и родных полную ответственность. А у Него есть бесконечная способность сделать их счастливыми.
Кто присматривал за вашими родными и близкими двадцать-тридцать лет назад, до того как вы появились в этой жизни? А когда вы в пятьдесят или шестьдесят лет уйдете с земной арены, кто будет заботиться о них? Сейчас нам кажется, что без нас не обойтись. Но когда мы глубже погружаемся в духовную жизнь, мы чувствуем, что не обойтись лишь без одного существа – без Бога. Если вам отчаянно нужен Бог, Он позволит вам идти прямо к Нему. Он даст вам способность так устроить членов семьи, чтобы вам не пришлось поступаться духовной жизнью, и Он даст вашим близким и родным силу вести собственную жизнь, не препятствуя вашему духовному прогрессу.