Мантра
Мантра — это слово на санскрите. В индийской философии, духовности и внутренней жизни мантры играют важную роль. Мантра — это слог, божественным образом наполненный силой.
Если вы не можете войти в свою самую глубокую медитацию, потому что ваш ум беспокоен, это подходящая возможность для использования мантры. Вы можете повторять Supreme («Всевышний») или ОМ в течение нескольких минут. Самая сильная из всех мантр — это ОМ; это мать всех мантр. ОМ — это единый, неделимый звук; это вибрация Всевышнего. ОМ — это звук-источник Вселенной, ибо этим звуком Бог привел в движение первую вибрацию Своего Творения. Каждое мгновение Бог творит Себя заново внутри ОМ.
ОМ вне рождения, ОМ вне смерти. ОМ, и ничто другое, существовало, существует и будет существовать.
Лучше всего петь ОМ вслух, чтобы его звук («аум») мог вибрировать даже у вас в ушах и пронизывать все ваше тело. Это убедит ваш внешний ум и принесет вам более сильное ощущение радости и осуществления. Во время пения вслух звук «М» должен быть, по крайней мере, в три раза продолжительнее, чем звук «АУ».
Существует множество способов петь ОМ. Когда вы поете его громко, вы ощущаете всемогущество Всевышнего. Когда вы поете его тихо, вы ощущаете восторг Всевышнего. Когда вы поете его про себя, вы ощущаете покой Всевышнего.
Сила мантры легко может привести человека к Высочайшему, так же как молитва и медитация. Воспевание мантр – тоже форма приближения к Богу. У нее есть собственная действенность и собственный подход к Высочайшему. Многие люди осознали Бога только повторением мантры. Многие, многие индусы осознали Бога, повторяя мать всех мантр, Гаятри мантру:
Aum bhur bhuvahsvah
Tat savitur varenyam
Bhargo devasya dhimahi
Dhiyo yo nah pracodayat
Другие мантры тоже вполне полезны, но если вы каждый день очень одухотворенно будете воспевать именно эту, она, несомненно, поднимет вас к Высшему. Ищущие воспевают эту мантру ради высшего просветления.
Если духовный Учитель дает вам особую мантру, внутрь этой мантры он вложит свою духовную силу. Если повторять мантру одухотворенно, непременно получишь осуществляющие опыты, и вы в конце концов сможете осознать Бога. Но если постоянно читать мантру, это должно идти прямо от духовного Учителя, осознавшей Бога души. Он должен дать ее вам лично. Тут не должен вмешиваться третий человек. Если кто-то в Индии скажет своим не осознавшим Бога ученикам: «Поскольку ты представляешь меня в Америке, можешь раздавать мантры», то мантра, полученная вами от такого человека, никогда, никогда не принесет вам просветления. Обычный человек, просто изучавший писания, не сможет принести вам просветления мантрой. Мантра только тогда принесет вам безмерную силу, если ее дает вам духовный Учитель, осознавшая Бога душа.
Жизненная энергия вливается в венечную чакру
Когда вы повторяете «Ом», чувствуйте, что через венечный центр в вас вливается жизненная энергия, божественная энергия. Дыхание через нос очень ограниченно; но если представить себе, что на макушке головы у вас большая дыра и через нее в ваше тело вливается жизненная энергия, космическая энергия, тогда вы, конечно же, сумеете ускорить свое очищение и увеличить устремление и жажду Бога, истины, света и блаженства.
Когда мое сознание
Пребывает на макушке головы
И поднимается все выше,
Я знаю, что наконец достигну
Своей высочайшей высоты.
Начните с пятисот раз
Если вы хотите достичь всестороннего очищения своей природы, то очень эффективной может оказаться джапа [повторение мантры]. Но нужно делать ее систематически, шаг за шагом. Сегодня повторите «Ом», «Всевышний» или любую другую мантру, которую дал вам Учитель, пятьсот раз. Назавтра повторите ее шестьсот раз, послезавтра — семьсот, и так далее, пока за неделю вы не дойдете до тысячи двухсот раз. Затем начните каждый день уменьшать число повторений, пока снова не дойдете до пятисот. Вот так можно подниматься на дерево и спускаться с него.
Продолжайте это упражнение неделю за неделей в течение месяца. А потом, захотите ли вы поменять свое имя или нет, мир назовет вас по-новому: «чистота». Некоторые мои ученики выполняли это упражнение, и, должен сказать, они достигли больших успехов в очищении своей природы и эмоциональных проблем.
Джапа небольшими порциями
Если вам трудно выполнять это упражнение в один прием, разбейте его на части. Можно выполнять его в десять приемов, и тогда вам будет нужно каждый раз повторять мантру всего по пятьдесят раз. Скажем, вы знаете, что в течение дня вам требуется выпивать десять стаканов воды. Но вы боитесь, что, если выпьете все десять стаканов разом, у вас расстроится желудок; поэтому вы не станете пить все сразу. Но если выпить один стакан сейчас, а через час-два еще один, то за день можно легко выпить все десять стаканов воды.
И здесь можно не повторять «Ом» пятьсот раз сразу — можно повторить пятьдесят раз рано утром, затем через час повторить еще пятьдесят раз. Если каждый час повторять «Ом» по пятьдесят раз, это займет не больше пары минут. А поскольку выделить пару минут в час легко, это вас не затруднит.
Если у вас есть собственная мантра или особое магическое словосочетание, вы легко можете повторять их по пятьдесят раз в час. Это не отнимет у вас больше двух-трех минут, а уж посвятить Богу две-три минуты может каждый. Важно не то, сколько часов без перерыва вы будете повторять, а то, насколько одухотворенно вы будете это делать.
Как можно быстрее
Если на вас нападают на эмоциональном витальном плане и в вас проникают плохие мысли или вибрации, можно повторять «Ом» или Имя Всевышнего. В этом случае старайтесь повторять их как можно быстрее. Когда вы пытаетесь освободить ум от нечистоты, нужно повторять с такой скоростью, будто вы бежите за уходящим поездом. Однако выполняя джапу в обычном режиме, произносите мантру в нормальном ритме и одухотворенно, но не слишком медленно, иначе у вас не хватит времени произнести мантру пятьсот-шестьсот раз.
Разное время
Даже если вы получили свою мантру, джапу и медитацию от одного и того же Учителя, нужно практиковать их в разное время, поскольку сила этих практик плохо сочетается. Утром, если хотите, можно повторять особую мантру, вечером делать джапу, а медитировать в другое время. А иначе, если вы во время медитации неожиданно почувствуете вдохновение выполнить джапу или повторить особую мантру, вы только разрушите свое устремление. Джапа и мантры обладают своей собственной значительной силой, но в высшей медитации, когда внутреннее существо общается с Богом, нет ни мыслей, ни образов; ум тих и спокоен, так что ни мантра, ни джапа там не нужны.
Из книг Шри Чинмоя “Безмолвное обучение”, “101 техника медитации”, «Пятьдесят лодок свободы к одному золотому берегу».