Поддержание вдохновения и устремления – советы Шри Чинмоя
Вопрос: Как лучше всего поддерживать в течение дня духовное сознание?
Шри Чинмой: Когда вы молитесь и медитируете, старайтесь чувствовать, что вы обрели что-то реальное: свет, блаженство, покой, силу. Когда вы зарабатываете деньги, вы можете положить их в карман и тратить, когда захочется. Точно так же, медитируя утром, надо чувствовать, что вы обрели определенное внутреннее богатство, и это внутреннее богатство нужно хранить внутри сердца. Тогда при общении с друзьями, на работе или в школе, попадая в водоворот многообразной деятельности, вы можете тратить это внутреннее богатство, когда понадобится. Просто помедитируйте минутку и войдите в сердце, где вы сохраняете свое внутреннее богатство. И вы сможете его выдавать, когда в этом возникнет нужда. Утром вы копите деньги, потому что знаете, что позже днем они вам понадобятся.
Из книги Шри Чинмоя «Пятьдесят лодок свободы к одному золотому берегу»
Вопрос: Как сделать так, чтобы мой внутренний зов стал более искренним?
Шри Чинмой: Вы можете сделать свой внутренний зов более искренним, каждую секунду чувствуя, что без Бога вы беспомощны, совершенно беспомощны и бесполезны. С Богом, с Любовью, Заботой и Руководством Бога вы становитесь всемогущим, без Бога же вы бессильны. Когда у вас будет такое чувство беспомощности, то вперед спонтанно выйдет ваш внутренний зов. Когда вы будете чувствовать, что без Бога вы беспомощны, ваш внутренний зов выйдет вперед с огромной искренностью. Почему вы взываете? Потому что чувствуете, что у вас нет чего-то такого, что вам очень нужно. Вы взываете об осознанном единстве с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. Эти три божественных благословения ваши, вам только нужно их снова отыскать. Они ваше внутреннее богатство, которое вы потеряли или положили не на место. Но у вас есть полное право их искать и взывать о них к Всевышнему. Чтобы обрести этот внутренний зов, всегда старайтесь чувствовать себя абсолютно беспомощным. Когда вы чувствуете себя беспомощным, устремление у вас растет само собой. Ощущая беспомощность, вы почувствуете, что единственно верное дело – молиться и медитировать. Незачем заставлять себя быть несчастным и беспомощным ради хорошей медитации, но когда наваливается гордость, зависть, вялость или нет устремления, внутренне взывайте, чтобы вернуть свое внутреннее сокровище. У вас есть полное право взывать об утраченном сокровище.
Вопрос: В начале моей духовной жизни у меня было много энтузиазма, но он иссяк. Как я могу продолжать совершать устойчивый прогресс?
Шри Чинмой: Когда мы вступаем в духовную жизнь, нам необходим энтузиазм. Без него мы бы и с места не сдвинулись. Энтузиазм — это очень хорошо, но излишнее рвение — это плохо. Если мы едим больше, чем нужно, мы будем страдать от несварения. У вас это был не энтузиазм. Вы, как жадина, были излишне ретивы и старались съесть слишком много. Нельзя считать, что мы сможем быстро осознать Бога или что мы бежим на соревнованиях, где стараемся всех обогнать. На самом деле, мы соревнуемся только со своим собственным невежеством. Чтобы выиграть забег, нам необходимо терпение, а также энтузиазм.
Нам всегда нужно чувствовать, что мы должны чего-то достичь и что-то отдать. Если мы ожидаем большого покоя ума, не отдавая себя, мы обречены на разочарование. Но время — важный фактор. Мы со всей искренностью можем думать: «Завтра я осознаю Бога», но наша величайшая искренность не достанет нам диплома мгновенно. Искренность — это хорошо, но нам также нужно быть мудрыми. Нам нужно знать свои способности. Если мы решим, что к такому-то числу должны осознать Бога, то мы обречены на разочарование. Нам следует помнить, что мы подобны ребенку, который проучится год, а затем переходит в следующий класс. Нам тоже необходимо учиться, медитировать с величайшим энтузиазмом, но устанавливать дату для достижения своей цели — это прискорбная ошибка. Если мы будем искренни, Бог обязательно даст нам осознание в избранный Им Час.
Когда ручка кухонной плиты повернута немного, мы можем совсем не увидеть пламени. Когда мы сильно поворачиваем ручку, мы видим пламя. В духовной жизни наше устремление сначала также достаточно мало. Но постепенно мы поворачиваемся к Богу чуть больше и еще чуть больше. Когда мы полностью повернемся к Богу, наше пламя-устремление будет гореть ярко. В духовной жизни через пять или пятнадцать, или даже тридцать лет, в зависимости от Воли Бога, наступает время, когда медитация становится спонтанной. Как только все станет спонтанным, мы больше не будем пять минут испытывать энтузиазм, а потом проводить остальной день в депрессии, потому что думали, что за эти пять минут мы заработаем миллионы духовных долларов.
В жизни всегда хорошо иметь энтузиазм. А иначе не будет прогресса. Но если в нас горит излишнее рвение, мы будем пытаться получить что-то от Бога прежде, чем будем готовы это принять. Мы бежим к своей цели, но если мы будем пытаться превышать свои способности, мы просто споткнемся, упадем и ушибемся. Это может в конечном счете только затормозить наш прогресс. Так будем терпеливы и согласимся идти пусть медленно, но постепенно и уверенно.
Из книги Шри Чинмоя «Проблемы! Проблемы! Действительно ли это проблемы?», часть 1
Вопрос: Когда я впервые начал медитировать в три часа ночи, у меня были очень хорошие медитации, и я был очень вдохновлен. Но через несколько дней вдохновение у меня стало пропадать, и стало очень трудно.
Шри Чинмой: Когда мы только начинаем что-то, мы испытываем вдохновение. Все, что ново, приносит нам огромное вдохновение, просто потому что это нечто новое. Но если продолжать это делать, того энтузиазма, того стимула, того вдохновения уже нет. Мы хотим получить от своей утренней медитации что-то очень глубокое, очень высокое и очень тонкое, что-то очень просветляющее. Мы подобны бегуну на длинную дистанцию. Когда стартер дает сигнал из пистолета, бегун в самом начале действительно вдохновлен, и он начинает бежать очень быстро. Но через две-три мили он очень устает; бег становится утомительным и трудным. Теперь, если он бросит бежать просто потому, что устал и пропало вдохновение, он не достигнет цели. Но если он продолжит бег, он в конце концов достигнет цели. Тогда он, несомненно, почувствует, что это стоило борьбы и физических страданий.
В духовной жизни так же. Когда вы начинаете свое путешествие в три часа утра, чувствуйте, что завтрашний день будет продолжением этого путешествия. Не считайте его новым началом. А на третий день чувствуйте, что вы преодолели еще милю. День, когда вы начинаете свое духовное путешествие, на самом деле, самый важный. Тогда у вас больше всего вдохновения. Но если вы сможете чувствовать, что каждое утро во время медитации вы продвигаетесь немного дальше, вы будете понимать, что однажды достигнете своей Цели. Даже если у вас снижается скорость, вам нужно продолжать бег и не сдаваться в пути. Когда вы достигнете Цели, вы увидите, что бороться стоило. Итак, если вы, медитируя ежедневно, будете думать, что это продолжение вашей медитации в предыдущий день,— это вам поможет. Вы достигнете Цели, делая по одному шагу.
То у вас есть устремление, то вы его теряете. Потом вы взываете о нем, но это же устремление может и не вернуться снова. Но тут вам нужно понять, что вы в медитации не специалист. Сейчас ваша медитация находится во власти вашего вдохновения или устремления. Когда вы чувствуете вдохновение, то и устремление у вас есть, и вы готовы медитировать. Но это устремление, этот внутренний порыв продлится всего лишь день или несколько недель, а затем исчезнет. Но когда вы станете специалистом, медитация будет вам подконтрольна.
Если вы будете регулярно медитировать пять месяцев, полгода или год, или два года, то медитация сама собой станет спонтанной и естественной. Через некоторое время, в какой-то определенный час вы ощутите потребность медитировать. Вы почувствуете, что медитация — это потребность вашей души, и внутренний порыв медитировать никогда не оставит вас. Он всегда будет вдохновлять и наполнять вас энергией. Каждый день рано утром, когда наступает время вашей медитации, ваша внутренняя сущность будет приходить и стучаться в дверь вашего сердца.
Из книги Шри Чинмоя «Медитация: Благословение-Заверение Бога»