Для достижения покоя, света и восторга
Покой
На макушке головы у нас есть венечный центр, который называется Сахасрара чакра. Представьте себе, что этот центр открывается семь раз — представьте, но не считайте. Каждый раз, открываясь, он делает один полный оборот. Пока он вращается, повторяйте или слово «покой», или «Ом», или «Всевышний», или два из этих трех.
Свет
Там, где находится третий глаз, представьте себе диск. Представьте, что он вращается по часовой стрелке, и семь раз пропойте «свет», «Ом» или «Всевышний» — на ваш выбор.
Затем внутри вращающегося диска представьте семь ослепительно-ярких языков пламени. Пытайтесь представить, что вы с ними играете, а временами — что не играете, а слились с этими крохотными языками пламени.
Восторг
Представьте диск, который вращается вокруг вашего сердечного центра. А теперь повторяйте слова «восторг», «Ом» или «Всевышний». Постарайтесь представить внутри этого круга, или сердечного центра, — то есть внутри Анахаты нады, откуда приходит беззвучный звук, — свое сердце-сад, самый большой сад цветов. И в этом огромном цветочном саду постарайтесь увидеть красивый бассейн, тоже очень большой. Вода в бассейне серебристая. Вы там плаваете, ныряете и радуетесь от души. Представьте, что в бассейне плавает золотая лодка. Садитесь в нее и представляйте себе, что, пока вы поднимаетесь на борт, все ваше существо становится полностью золотым.
Для ищущих до 30 лет
Сегодня мы проведем особую медитацию. Мы будем фокусировать внимание на различных частях тела.
Жасмин в пупочной области
Будет безопасно и мудро начать с пупочной области. Несколько секунд медитируйте на пупочную область и представляйте себе цветок жасмина. Цветок жасмина символизирует чистоту. Цветок жасмина поможет очистить нечистую реальность нашего тела.
Лотос в сердце
Перейдем к сердечному центру и представим себе в нем прекрасный лотос. Красота и аромат лотоса помогут нам отождествиться с душой.
Роза в уме
Концентрируясь в уме, в голове, старайтесь представить себе прекрасную розу. Красота и аромат розы помогут нам озарить нашу непросветленную человеческую жизнь.
Раковина* в венечном центре.
Сосредоточитесь на макушке головы и представьте себе раковину, божественную победу. Если мы во время медитации на венечный центр будем трубить в раковину, провозглашая божественную победу, это нам поможет. Представьте, что раковина провозглашает божественную победу, вашу победу.
* Музыкальная раковина, духовой музыкальный инструмент.
Для ищущих старше 30 лет
Сначала мы сконцентрируемся на сердце, затем на третьем глазе, а потом на макушке головы.
Золотая ладья в сердце
Начнем с сердца. Представим в сердце золотую ладью. Эта ладья будет ладьей нашей Вечности, нашей собственной ладьей Вечности, плывущей внутри нас.
Небо в третьем глазе
Медитируя на третий глаз, представим небо и свою собственную Бесконечность. Мы будем наблюдать за расширением собственной Бесконечности.
Солнце в венечном центре
Затем мы будем медитировать на венечный центр и представлять солнце — новое творение нашего Бессмертия.
Концентрация, медитация и созерцание на третьем глазе
Концентрация
Давайте сконцентрируемся на третьем глазе, который располагается между бровей и немного выше. Во время концентрации представим себе на несколько минут, что именно здесь, в третьем глазе, горит пламя, золотое пламя. Воображение — это не что иное, как реальность-бытие, это самостоятельный мир. Поэтому сконцентрируемся и во время концентрации почувствуем в третьем глазе горящее пламя.
Вдыхайте как можно медленнее и тише и во время вдоха ощущайте, что вдыхаете не через нос, а через лоб. Выдыхаете вы тоже через лоб. Затем почувствуйте, что у вас во лбу, прямо в вашем третьем глазе, горит пламя.
Медитация
А теперь давайте медитировать на третий глаз. В этом упражнении дышите, пожалуйста, тоже через лоб и представляйте себе там солнце или внутреннее солнце, которое бесконечно ярче обычного. Представляйте, что во лбу у вас есть, по крайней мере, одно солнце, а внутри солнца представляйте бесчисленные языки пламени или лучи света. Глаза держите широко открытыми, чтобы наряду со светом и силой солнца ощутить его необъятность.
Созерцание
Теперь мы будем созерцать. С духовной точки зрения созерцание — это самое сладостное внутреннее единство. Это единство божественного любящего с Возлюбленным Всевышним. Единство, складывающееся между божественным любящим и Возлюбленным Всевышним, называется созерцанием. Именно благодаря созерцанию, правильному созерцанию, мы осознаем, что мы не только божественные ищущие, но и божественные любящие, а Бог — наш Возлюбленный Всевышний. Мы крошечные капли, а Бог — океан. Бесчисленные капли сливаются в океан, а океан, с другой стороны, объединяет капли. Сначала мы представляли себе языки пламени, потом само солнце.
Когда мы научимся правильно созерцать, мы станем едиными с Самим Богом. Когда ищущие и любящие Бога играют, поют и танцуют вместе с Богом, Бог в это время поет песню многообразия в единстве. Когда Единый Абсолют пребывает в Своем трансцендентальном аспекте, а ищущие и любящие Бога приближаются к Нему, тогда Бог поет песню единства в многообразии.
Так что сконцентрируемся на третьем глазе. На несколько минут почувствуем себя пламенем-любящим, а затем — Солнцем-Возлюбленным. Так мы будем меняться ролями.
Сладостность, любовь и единство для созерцания
Если вы хотите научиться искусству созерцания, вам понадобятся три важных качества: сладостность, любовь и единство. Вам нужно развивать способность-сладостность, способность-любовь и способность-единство.
Чтобы обрести качество сладостности, попробуйте представить прямо перед собой милого ребенка — прекрасного, самого прекрасного ребенка — и почувствовать, что вас наполняют все качества ребенка.
Чтобы обрести качество любви, представьте любовь матери к своему ребенку или ребенка к матери. Если вам удастся обрести такую способность любить, какая бывает у матери или у ребенка, то будьте уверены: ваше сердце совершило огромный прогресс.
Чтобы развить единство, нужно увидеть умом или представить себе одновременно Небеса и землю. Вспомните послание единства Спасителя Христа, в котором заключена огромная сила: «Я и Отец мой едины». Здесь Небесный Отец и земной сын неразделимо едины, и их единство — не что иное, как совершенство и удовлетворение. Так что сладостность, любовь и единство — вот три высших качества, которые должен развить в себе продвинутый ищущий, чтобы созерцать.
Простота, искренность, смирение, чистота и божественность
Шри Чинмой вручил цветок каждому, кто был на медитации, а потом попросил всех медитировать на этот цветок и дал следующие указания:
Цветок символизирует красоту. Красота — это простота. Красота — это искренность. Красота — это смирение. Красота — это чистота. Красота — это божественность.
Простота
Простота — это душа, а душа — прямой представитель Бога. Теперь давайте на несколько минут почувствуем, что у нас нет ни тела, ни витала, ни ума, ни даже сердца. Постарайтесь почувствовать, что вы стали душой. Не придавайте этой мысли никакой формы. Просто повторяйте про себя «душа, душа, душа» и чувствуйте, что стали сознательным прямым представителем Бога.
Искренность
Во внешнем мире высшая форма искренности — это говорить правду. Во внутреннем мире искренность означает видеть Истину Глазами Бога. Теперь давайте почувствуем, что мы превратились во внутреннюю искренность и видим все Видением Бога. Давайте станем внутренней искренностью.
Смирение
Во внутреннем мире смирение всегда напоминает нам о том, кем мы были раньше, кто мы такие сейчас и кем мы станем. Именно благодаря смирению мы и приняли духовную жизнь.
Именно смирение взращивает в нас стремление познавать и становиться более высокими реальностями. Внутри нас есть всё. Но высшие реальности получают возможность исполнять свою роль в нас и через нас благодаря тому, что в нас есть смирение. Давайте несколько минут помедитируем на искреннее внутреннее смирение.
Чистота
Физическая чистота — это чистоплотность, витальная чистота — это открытое сердце, а ментальная чистота — отсутствие небожественных и нездоровых мыслей. Внутренняя чистота — это наше благодарное сердце. Именно с помощью благодарности, постоянной благодарности Всевышнему в себе мы расширяем свое сознание и познаем свое высшее видение и реальность. Если мы сумеем посадить зерно благодарности, которое прорастет и превратится в маленький росток, а затем и в баньян, тогда под этим огромным баньяном, выросшим в наших благодарных сердцах, найдут укрытие и превратятся в божественность тысячи ищущих. Давайте на несколько минут почувствуем, что мы есть и навечно останемся благодарным сердцем, и ничем больше.
Божественность
И, наконец, цветок символизирует божественность. Духовная жизнь — это жизнь души. Мы должны сознательно стать едиными с душой. Почему? Потому что истинное удовлетворение в нашей жизни может наступить, только когда мы чувствуем единство с душой. Теперь давайте медитировать на божественность, нашу собственную высочайшую внутреннюю божественность.
Из книги Шри Чинмоя “101 техника медитации”