Следовать духовным путём – что это значит на практике.
Вопрос: Как начать следовать по духовному пути?
Шри Чинмой: Если вы хотите последовать по определенному духовному пути, вам для начала требуется вдохновение. Такое вдохновение можно обрести из духовных книг, предпочтительно написанных настоящими духовными Учителями. Если книги не приносят вам достаточного вдохновения, если не дают удовлетворения, нужно общаться с учениками духовных Учителей. Если общаться с ищущими, уже нашедшими путь, обретешь вдохновение, воодушевление и уверенность. Потом будет нужно отправиться к учителю.
Учитель и путь – единое целое. Если вы последуете определенному пути, там, разумеется, будет Учитель. Учителей и путей достаточно много, но вам надо сделать выбор. Учитель, который дает вам больше всего радости, сужден вам.
Вопрос: В каждом любом веке бывает только один Сат-гуру, или может быть много Сат-гуру одновременно?
Шри Чинмой: Одновременно может быть несколько Сат-гуру. Как на человеческом уровне бывает много учителей, так же на земле может быть много духовных Учителей. Но единственный настоящий Сат-гуру – это никакой не человек, а Бог. Я всегда говорю своим ученикам, что я не Гуру. Настоящий Гуру – Всевышний. Духовные Учителя – Его представители, они представляют Бога для своих духовных детей.
Вопрос: Нужно ли иметь Гуру, или можно достичь просветления самостоятельно?
Шри Чинмой: Просветления можно достичь благодаря собственному устремлению. Мы знаем, что у первого осознавшего Бога человека не было Гуру-человека. Но, с другой стороны, есть нечто, называемое скоростью. Если получать помощь от компетентного человека, можно совершать прогресс быстрее всего. Вот зачем вы посещаете этот университет? Тут учится столько народу. Они же могли бы заниматься дома. Но они понимали, что не смогут совершать прогресс быстрее быстрого, занимаясь сами, поэтому приехали учиться сюда. Студентам доступны книги для изучения, но им еще нужен учитель, который сможет показать, как освоить избранную ими область и как понять смысл того, что они изучают. Так они быстрее усвоят уроки.
Учитель нужен во всем. Первый учитель – это мама. Она несколько месяцев обучает ребенка азбуке. Потом настает очередь воспитателя детского сада, учителей начальной и средней школы, преподавателей колледжа и университета. Затем это человеческое, земное обучение заканчивается, и человек сам становится учителем. Но мать исполняла свою роль всего несколько месяцев. Она научила его азбуке. Если мне захочется учиться пению, мне понадобится учитель. Если мне захочется научиться спринтовать, мне понадобится тренер. Если мне захочется научиться чему угодно на земле, мне нужен учитель, чтобы показать мне самый лучший путь. Тогда почему же мне не хочется иметь учителя в духовной жизни? Духовность – тоже род знаний. Вы скажете: «Внутри нас есть Бог. Зачем же тогда принимать помощь от других?» Но я скажу: «Бог есть и в этой книге тоже. Зачем же я тогда прошу у учителя разъяснений к книге?» Бог есть во всем, но мы знаем, что всегда находится кто-то более сведущий в определенном предмете, чем мы. У преподавателя английского языка больше знаний, чем у студента. В духовной жизни у осознавшего Бога человека, духовного Учителя, тоже намного больше Знания о Боге, чем у ищущего. Но когда ищущий осознает Бога, он, как студент, получивший ученую степень, больше не нуждается в учителе.
Надо понимать, насколько быстро мы хотим идти. В духовной жизни можно спотыкаться, можно идти, а можно бежать быстрее быстрого. Когда у нас есть Учитель, мы можем бежать быстрее всего, потому что он наделяет нас собственной внутренней силой, дает защиту, заботу, сострадание и Свет Бога. Он дает, а ученик от него воспринимает. Без Гуру можно обойтись, но ведь нужно быть мудрым в этом вопросе. Если можно достичь Цели гораздо быстрее, приняв в пути помощь от кого-то, что тут плохого? Америка – страна скорости. Тут все происходит быстрее быстрого. Если вы хотите как можно быстрее осознать Бога, воспользуйтесь помощью. Когда вы достигнете Цели, вам больше не понадобится помощь. Я прилетел в Сан-Франциско из Нью-Йорка на самолете. Летчик этого самолета был моим проводником. Как только я тут приземлился, мне больше не нужен ни самолет, ни летчик – я добрался до своей цели. Когда вы в духовной жизни достигаете своей цели, вам больше никто не нужен. Но пока вы странствуете, надо понимать, насколько быстро вы хотите двигаться. Я мог бы добираться в Сан-Франциско из Нью-Йорка на чем-нибудь другом, но это заняло бы у меня больше времени. Ищущий должен знать, предпочитает ли он путешествовать со скоростью индийской воловьей повозки или со скоростью реактивного самолета. Если человек хочет осознать Бога самостоятельно, он будет продвигаться со скоростью воловьей повозки, а если он хочет осознать Бога с помощью Учителя, он совершит это путешествие со скоростью реактивного самолета.
Вопрос: Я слышал, что у человека, принявшего духовный путь, настает момент, когда он должен отречься перед Гуру, который выше него. Но я еще слышал, что нужно постоянно подвергать сомнению его учение и слушать собственный внутренний голос. Похоже, эти два наставления противоречат друг другу.
Шри Чинмой: Прежде всего, надо понимать, что если уж человек берет на себя труд обзавестись Гуру, то он должен слушаться Гуру постоянно. Если человек не может принять учение Учителя, лучше совсем не принимать Гуру – ведь слова подлинного духовного Учителя внушены непосредственно Всевышним. Человек может быть лидером нескольких сотен, тысяч или миллионов человек. Но настоящий Гуру, Гуру внутри него, – это Бог.
Когда вы принимаете духовного Учителя своим наставником, вы делаете это потому, что он просветлен больше вас. Как я сказал на лекции, вам надо слушать собственную высшую часть. Сейчас ум выше вашего физического или витала. Когда ум просит вас что-то сделать, физическое и витальное в вас подчиняются. Но ведь выше ума – сердце, потому что ум сомневается и подозревает, тогда как сердце получает просветление от души. Точно так же духовный Учитель, если он действительно просветлен, как раз и будет высшей частью ищущего. Он не какой-то другой человек. Так что так же, как ум должен слушаться сердца – своей же более просветленной части, – так и ищущий, чтобы совершать духовный прогресс, должен слушаться своего Гуру, просветление которого в полном единстве с Всевышним. Когда ученик слушается своего Гуру, не должно быть чувства, что они два отдельных существа, ведь это его непросветленная часть слушается его же просветленной части.
Если говорить об отречении, мы отрекаемся не перед кем-то другим. Мы лишь следуем одухотворенным указаниям той части нас, которая уже просветлена. Не кого-то другого мы слушаемся, а своей же высшей части. Мы новички и поэтому не можем постоянно поддерживать контакт со своей высшей частью. Но если знать, что есть тот, кто представляет и воплощает Высшее, можно стараться слушаться его. Когда мои ноги слушаются моего ума, мне не кажется это чем-то унижает мое достоинство. Я знаю, что моя голова и мои ноги – часть одного тела. В этом смысле духовный Учитель и его ученики неразделимо едины.
Подвергающий все сомнению ум никогда не осознает Высшее, осознать Истину может только устремленное сердце. Если вы хотите Света, надо иметь нерушимую веру. Веру в кого? Веру в себя, веру в Бога и веру в того, кого вы выбираете себе наставником или руководителем. Когда вы достигнете высшей Цели, наставник будет вам не нужен. Тогда вы и Цель будете вместе. Но если вы начнете ставить под сомнение собственную искренность или искренность и возможности своего Гуру или существование самой Цели, вы никогда ее не достигнете. Если вы действительно хотите следовать духовной жизни, вы должны иметь безоговорочную веру в себя, в своего учителя и в Бога. Только тогда вы будете совершать прогресс быстрее быстрого.
Из книги Шри Чинмоя «Пятьдесят лодок свободы к одному золотому берегу»