Когда мы в состоянии бодрствования, отождествление, которое у нас возникает с чем-то или с кем-то, — это вайшванара, то, что свойственно всем людям. Когда мы пребываем в состоянии сновидения, мы отождествляемся с теджаса, своими внутренними выдающимися способностями, своей внутренней энергией. А погружаясь в глубокий сон, мы отождествляемся с тонким планом и переживаем его. В этом третьем состоянии мы имеем дело не с ментальным сознанием, не с интеллектуальным сознанием, а с внутренним, интуитивным сознанием. В шушупти нет общей формы; все неопределенно. Все — бесконечная неопределенная масса. В этом состоянии мы получаем переживание очень высокого порядка.
Есть и четвертое состояние, турия, что значит трансцендентальное сознание. Это сознание не направлено ни вовне, ни внутрь; и в то же время оно одновременно и внешнее, и внутреннее. Оно есть, и его нет. У него есть способность отождествляться со всем на свете без исключения, но у него также есть способность превосходить абсолютно все на свете. Более того, оно постоянно превосходит само себя. Турия — это высочайшее состояние сознания, однако у него нет конца, нет фиксированного предела. Оно постоянно превосходит, превосходит свои собственные пределы.
Состояние турия напоминает пребывание на вершине дерева. Стоя у подножия дерева, с большим трудом видишь то немногое, что находится вокруг; но сидя на вершине дерева, видишь все, что находится вокруг и внизу. Так что, входя в состояние турия, мы попадаем на высший план сознания. Оттуда видно все.
Чтобы войти в состояние турия, нужно ежедневно, по меньшей мере, на пять-десять минут сознательно отделять свое тело от души. Нужно говорить и чувствовать: «Я не тело; я — душа». Когда мы говорим: «Я душа», сразу же проявляются качества души. Когда мы едины с душой, это состояние является видом самадхи. В этом состоянии мы можем действовать уверенно и эффективно.
Нирвикальпа самадхи — это тоже состояние души. Когда мы становимся едиными с душой и наслаждаемся вечным Покоем, Блаженством и Светом души, это называется нирвикальпа самадхи. В этом состоянии нет мыслей. Завершена космическая игра; царит абсолютный Покой и Блаженство.
В сахаджа самадхи во время медитации наши мысли могут принимать форму, но они не становятся нам помехой. В обычной жизни мысли оказывают на нас влияние, но когда мы находимся в сахаджа самадхи в сознании бодрствования, то, хотя земля посылает отовсюду множество мыслей, мы не подпадаем под их влияние.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о семи высших мирах.
Шри Чинмой: Глубоко внутри нас существуют семь низших миров и семь высших миров. Мы пытаемся преобразовать низшие миры в наполненные светом миры, миры совершенства, и, в то же время, мы стараемся вынести высшие миры во внешнее проявление. Мы видим, как некоторые из высших миров уже проявляются в нашем физическом мире, на земле. Сначала идет физическое, затем витал, потом ум, потом план интуиции или интуитивный ум, потом над-разум и сверх-разум. После сверх-разума идет Существование-Сознание-Блаженство — Сат-Чит-Ананда.
Если вы знаете, как выглядят эти миры, вы увидите, что некоторые из них уже действуют в вас. Во время медитации вы сможете ясно увидеть, что вы вступаете не в физический мир. Это нечто иное: возвышенный ум (higher mind) или над-разум (overmind), или интуиция, или какой-либо другой тонкий мир. Но только духовные Учителя и великие устремленные сознают, что эти миры проявляются в их повседневной деятельности, в самом внешнем мире. Обычный человек, даже когда в его уме возникают вспышки интуиции, бывает не в состоянии понять, что они приходят из мира интуиции. Но сегодня или завтра каждый человек обязательно начнет осознавать эти миры. И не только это. Он также обязательно будет проявлять в этом мире истину, свет, красоту, богатство всех высших миров.
Вы мой ученик, и я могу вам сказать, что даже теперь вы иногда сознательно получаете истинный, высший свет из интуитивного ума. Я знаю, что ваши книги, ваши стихи полностью приходят из другого мира. Истины и идеи, которые вы выражаете, вы получаете из другого мира. Я вижу, что вы испытываете радость, когда пишите всецело из интуитивного мира, возвышенного ума. Так что вы выражаете идеи, свет, истину другого мира в мире проявления, в физическом мире. В то же время, если вы хотите вступить в тот другой мир без проявления, просто чтобы осознать или обрести видение истины того мира, можно сделать и это. Но для проявления нужно приносить это видение сюда, на землю.