Лекция Шри Чинмоя о его Пути и ответы на вопросы
Наш путь – это путь любви, преданности и отречения. Мы любим Бога, мы предаем себя Богу и подчиняем свою волю Воле Бога. Вот такому подходу мы следуем на нашем пути. Мы чувствуем, что любовь, преданность и отречение – три ступеньки на лестнице эволюции. Мы начинаем с божественной любви. Мы замечаем, что в человеческой любви мы стараемся овладевать другими; но прежде чем добиться обладания, мы сами уже попали во власть. Чувства удовлетворения нет ни в обладании, ни в подчинении. Обладая, мы лишь ограничиваем свои возможности, связываем свою реальность. Но в божественной любви мы постоянно расширяем свою реальность. Из конечного мы стремимся войти в Бесконечное. Постоянное расширение – это послание божественной любви.
В обычной жизни, если мы кого-то любим, мы проводим с этим человеком время и посвящаем себя ему. Но, поскольку мы любим Бога, то Богу, лишь Богу мы и должны посвящать себя. Мы чувствуем, что на земле нет ничего сладостнее и ничто не осуществляет сильнее, чем преданное служение Богу. В поисках посвящения себя Богу мы приходим к пониманию того, что временами служим Ему в меру собственного понимания, в меру собственного света. Мы чувствуем, что если сделать это, Бог будет нами доволен, а если сделать то, Бог доволен не будет. Наконец мы осознаем, что почти ничего не знаем о том, как действует Бог в нас и через нас. Тут мы подчиняем свою волю Воле Бога. Мы говорим Богу: «Господь, направляй нашу волю. Проявляй Себя в нас и через нас. Мы хотим лишь быть восприимчивыми». И мы поем песнь восприимчивости. Наше сердце наполняется восприимчивостью, и Бог дает нашей полной преданности и любви восприимчивости Свою Способность: Бесконечность, Вечность и Бессмертие.
Это отречение нам не навязано. Вот раб подчиняется своему хозяину по принуждению. Он в распоряжении хозяина, в полной его власти. Но Бог так с нами не поступает. Он проявляет бесконечное Сострадание. Он вечно добр. Мы сами жаждем Его Нектара, Его Амброзии, и чувствуем, что если сможем отречься от своей воли перед Его Волей, то сможем ускорить свой прогресс.
На земле нам многое надо сделать. У нас на земле не одна, а три последовательных цели. Первая наша цель – осознать Бога. Вторая – раскрыть Его миру в своих действиях, в своем посвященном служении. А третья цель – проявлять Его в своей жизни здесь, на земле. Требуется так много времени на то, чтобы достичь даже первой цели, осознания Бога. Поэтому мы чувствуем, что если есть озаренная солнцем тропа, более короткая тропа, то мы хотим по ней пойти. Эта озаренная солнцем тропа – путь сердца. Когда сердце принимает кого-то или что-то, оно делает это благодаря своему отождествлению. А это отождествление в конечном счете преобразуется в неразделимое единство. Когда мы становимся едиными со своим Внутренним Пилотом, в нас и через нас исполняется Его Воля. Тогда мы испытываем настоящее удовлетворение. Нет другого пути достичь настоящего удовлетворения, кроме как исполнять Его так, как Он Сам того захочет. Здесь, на земле, и там, на Небесах, мы существуем только ради одного: удовлетворения. А наше удовлетворение приходит только от удовлетворения Бога.
Таков наш путь: любовь, преданность, отречение.
Вопрос: Вы учите своих учеников какой-то мантре или какой-то технике медитации?
Шри Чинмой: У нас есть свой путь, но мы не обучаемся какой-либо внешней технике как таковой. Наш путь – это путь любви, преданности и отречения. Мы чувствуем, что этот подход может привести нас к предназначенной нам Цели. Внешне я не даю своим ученикам никакой конкретной мантры. Но внутренне я им помогаю, когда они медитируют. Когда мои ученики медитируют со мной или призывают меня в своей медитации, я приношу свыше Покой, Свет и Блаженство, а они в безмолвии учатся изнутри правильно медитировать. Эту технику не продемонстрируешь внешне, ей не обучишь словами. Наша техника – это практика сознательного отречения перед Волей Бога, божественной любви к Богу и постоянного посвящения себя Всевышнему внутри нас. Вот какой технике следуют мои ученики.
Вопрос: В чем состоит искусство отречения?
Шри Чинмой: Отречение бывает двух видов. Отречение одного типа совершается по принуждению. Это подчинение раба хозяину. Он знает, что, если не будет служить хозяину, если не будет постоянно у него на побегушках, его накажут. Такое отречение держится на страхе. Но божественное отречение иное. В нем мы подчиняем свое невежество, свое неумение и несовершенство Внутреннему Пилоту – воплощению Света, Озарения, Совершенства. Вступив в духовную жизнь, мы начинаем понимать, что, отрекаясь от своего невежества, мы просто подчиняем свою низшую реальность собственной же высшей Реальности. Это отречение основывается на любви и единстве.
В обычном мире слуга – это один человек, а хозяин – другой человек. Постоянно присутствует чувство разобщения. Но когда мы молимся и медитируем, мы обнаруживаем внутри себя божественное отречение, позволяющее нам почувствовать, что Бог и мы, по существу, единое целое. Он наш Вечный Отец, Он наша самая просветленная часть, наш Источник, к которому мы сейчас стремимся и в который погружаемся. Поэтому в отречении мы ничего не теряем, а напротив, возвращаемся к Источнику и становимся тем, кем изначально и были. Конечное осознанно и радостно входит в Бесконечное. Каждый из нас сейчас – как крошечная капля. Вливаясь в океан, она теряет индивидуальность и становится единой с бесконечным простором океана.
Вопрос: Как человек совершает отречение? Что делает человек, чтобы достичь божественного отречения?
Шри Чинмой: Все мы знаем, что от человека ждут работы на физическом плане. Такая работа заметна. Мы еще трудимся на ментальном и психическом планах, но этот труд не слишком заметен. Так вот, когда мы работаем на физическом плане, мы сразу ожидаем какого-либо результата. Этот результат принимает форму либо успеха, либо неудачи. Если мы возлагаем результат своего труда к Стопам Всевышнего, это божественное отречение. Когда мы погружаемся глубоко внутрь, мы видим, что это не мы совершаем действие. Действие совершается Самим Богом, и Он же есть и действие, и его результат. Когда приходит успех, а мы примем его как опыт, и когда приходит неудача, а мы примем ее как еще один опыт, то неудача нас не расстроит, а также у нас в сердце не вспыхнет гордость в случае успеха. Божественное отречение заключается именно в посвященном действии и отказе от своих достижений перед всеведущей, вездесущей и вселюбящей Волей Бога.
Вопрос: Что значит – радовать Бога так, как Он того желает?
Шри Чинмой: Мы любим Бога, потому что чувствуем, что Он сама любовь. Именно потому что мы любим Бога, мы чувствуем своим прямым долгом посвящать себя Ему и радовать его. Но мы видим, что нашей любви и служения недостаточно; требуется еще и отречение. Если мы не подчиним свою индивидуальную волю Его Воле, мы наделаем множество ошибок, когда будем стараться любить Его и служить Ему так, как Он избрал это для нас, а именно так и будет правильно.
Я духовный учитель. Если бы здесь оказался мой ученик, он бы заметил, что возле меня нет цветов. Он мог бы подумать: «Лучшее, что я могу сделать, – это принести ему цветов». Этот ученик хочет порадовать меня, принеся цветы, потому что он знает, что духовный Учитель всегда любуется цветами. Но я, предположим, хочу пить, и сейчас вода была бы мне нужнее цветов. Если мой ученик постарается порадовать меня принесенными цветами, он порадует меня по-своему, ведь я-то хотел бы от него, собственно, чего-то другого. И если говорить о Боге, пока мы не подчинимся Воле Бога, мы будем стремиться радовать Его на свой лад. Мы можем думать, что, если сделать вот это, Бог будет страшно нами доволен. Но откуда нам знать, что Бог хочет от нас именно этого? Он может хотеть от нас чего-то совсем иного.
В духовной жизни, когда мы порадуем Бога так, как того хочет Он, без условий, мы будем чувствовать настоящее удовлетворение, потому что наше удовлетворение – в Его удовлетворении. Многие люди стараются получить удовлетворение от исполнения своих желаний. Но когда исполняется одно желание, возникает другое. В исполнении желаний нет удовлетворения, только постоянная жадность, постоянная нужда. Но если мы вступаем в жизнь устремления, мы хотим достичь Высшего, чтобы исполнить и проявить Бога. Но как нам достичь Высшего, пока Высшее не потянет нас к Себе? Именно Свет-Сострадание Всевышнего возвышает наше сознание и поднимает нас. Это происходит лишь тогда, когда наше отречение становится полным.
Наше отречение перед Богом должно быть безусловным. Мы отдадим Богу то, что у нас есть и что мы сами собой представляем, – невежество. Если мы сможем отдать Богу свое невежество без условий и навсегда, то Бог исполнит Себя в нас и через нас. К сожалению, сегодня мы хотим избавиться от невежества, а на следующий день, когда устремление у нас ослабеет, мы свое невежество холим и лелеем. Но если мы сможем полностью и безусловно отречься перед Богом от своего невежества – своей желанной собственности, то оно не вернется. Тогда мы получим от жизни полное удовлетворение и порадуем Бога по-настоящему и так, как Он Сам того хочет.
Из книги Шри Чинмоя «Пятьдесят лодок свободы к одному золотому берегу»