Духовный учитель и ученик. Роль Учителя и роль ученика.
Вопрос: На свете столько духовных путей и столько духовных учителей! Как понять, какой правильный?
Шри Чинмой: Во внутренней жизни есть простой, убедительный способ понять, кто ваш Учитель. Возьмите лист бумаги и запишите имена духовных Учителей, которых вы видели, о ком читали или просто слышали. Они могут жить в Америке или где-то в другом месте. Записав имя конкретного Учителя, очень одухотворенно повторите его имя вслух семь раз, положив правую руку на сердце. Постарайтесь ощутить вибрацию, которую вы от него чувствуете. Теперь вы сами станьте учителем. Если вы не почувствуете никакой вибрации, поставьте ему ноль. Повторите эту процедуру, ставя оценки каждому Учителю. Если вы ощущаете вибрацию, ставьте ему оценку, которой он, по-вашему, заслуживает.
Вы судья. Именно вы хотите предложить кому-то свою жизнь, и вам нельзя сглупить. Если вы собираетесь посвятить кому-то всю свою жизнь, вы же не захотите стать учеником этого Учителя только потому, что его принял Учителем кто-то из ваших знакомых, или потому, что у него тысячи учеников. С другой стороны, если у Учителя совсем немного учеников, тоже не ходите к нему только по этой причине. Все это игра Бога. Бог дал некоторым Учителям многие тысячи учеников, а другим – очень мало. Одному Учителю Бог говорит, что нужно быть строго избирательным, а другому – что нужно принимать любого, кто к нему придет.
Бог даровал вам возможность делать выбор. Продолжайте записывать имена Учителей и вслух повторяйте их имена. Если от одного имени вы почувствуете сильную вибрацию и настоящий внутренний трепет, ощущение экстаза, поставьте этому Учителю восемьдесят, девяносто или даже больше. Но если в вас возникает лишь хорошая вибрация, а не внутренний трепет, тогда поставьте ему сорок или пятьдесят. Если вам не сужден ни один Учитель из тех, о ком вы знаете, ни от одного из них у вас не возникнет трепета. Возможно, вы еще не знакомы с именем своего Учителя. Но мы в Индии говорим: «Когда ученик готов, Учитель непременно придет». Если вы действительно готовы принять Учителя, то, скажу вам, ваш Учитель доступен. Он может оказаться в самом отдаленном уголке земли, в Индии или еще где-то. Но вы обязательно его найдете.
Если вы принимаете Учителя, его путь становится вашим. Плыть в двух лодках одновременно нельзя. Если вы стоите одной ногой в одной лодке, а другой ногой – в другой лодке, вы переломаете себе ноги. Каждый Учитель прав по-своему. Каждый лодочник отвезет вас к назначенной Цели. Надо понимать, что Цель одна и та же, но дороги могут оказаться разной длины, да и не могут они быть одинаковыми. Много дорог ведут к Риму, но вы видите, что одна конкретная дорога приведет вас туда быстрее других. В духовной жизни такая дорога, такой путь называется путем Любви. Дорога знания, мудрости и интеллекта, несомненно, тоже приведет вас к Цели, но это будет долгий, медленный процесс.
Прошу прощения. Я ответил на ваш вопрос, а потом углубился в другие подробности. Вернемся к вашему вопросу. Хочу сказать, что само имя вашего духовного Учителя мгновенно вызовет у вас безмерную радость. У меня весьма много учеников, которые просто услышали мое имя по телефону или еще где-то, а потом пришли ко мне. Бог знает, какие у кого потребности, и отправляет людей к нужному Учителю, если они искренни в своем внутреннем зове. Имя человека, который будет вашим Учителем, вызовет у вас божественную вибрацию, внутренний трепет, потому что у вас будет сильная внутренняя тяга к нему. Может, вы и книг его не читали и почти ничего не знаете о его внешней или внутренней жизни, но его имя будет производить на вас мантрическое воздействие, потому что раньше или позже он станет вашим Внутренним Пилотом. Ваш внутренний зов уже достиг сердца вашего Учителя. Как только во внешней жизни его имя достигнет вас, вы почувствуете волшебный внутренний трепет, а ваше сердце ощутит касание.
* * *
В духовной жизни мы видим, что два сердца могут стать и зачастую становятся неразделимо едиными друг с другом. Одно сердце – сердце ищущего или ученика, другое – сердце Учителя, духовного Мастера. Эти два сердца постоянно поют одну песню – песню самоотдачи. Когда настоящий ученик в первый раз встречает своего Учителя, он дает Учителю такое внутреннее и внешнее обещание: «Я ничего от тебя не хочу. Хотя я пришел к тебе затем, чтобы ты помог мне осознать Бога, но, даже если ты не дашь мне осознания, моя любовь к тебе, моя преданность тебе и мое единство с тобой будут вечно совершенными и безусловными». И когда настоящий ищущий принимает Учителя, у него включается сердце единства, сердце самоотдачи. Тогда благодаря своей любви и преданности Высочайшему в своем Учителе, Внутреннем Пилоте, Боге Всевышнем он дорастет до духовного совершенства. Духовный Учитель тоже отвечает сердцем, когда принимает ученика, пришедшего к нему за внутренним руководством. Благодаря сердцу самоотдачи Учитель говорит ученику: «Я уже принял тебя независимо от того, что ты сделаешь для Бога. Даже если ты ничего для Бога, для проявления Бога не сделаешь, я все равно буду тебя любить».
И сердце ученика сливается с сердцем Учителя воедино и дает торжественное обещание: «Поможешь ли ты мне осознать Бога или нет, дело твое, а я буду любить Всевышнего в тебе вечно». Учитель тоже дает торжественное, одухотворенное обещание ученику: «Будешь ли ты заниматься проявлением Бога или нет, дело твое, но моя любовь к тебе и моя самоотдача тебе навсегда останутся безусловными».
Вопрос: Расскажите нам, пожалуйста, еще немного о том, что означает быть учеником?
Шри Чинмой: Тот, кто становится моим учеником, естественно, что-то чувствует во мне, и, если я принимаю его учеником, естественно, я вижу что-то в нем. Ученик и Учитель дают друг другу личные обещания. Ученик обещает, что будет преданно и одухотворенно следовать пути Учителя. А Учитель дает священное обещание, что будет вести и направлять ученика к предназначенной ему Цели. Ученик дает свое обещание только Учителю, потому что для него пока его цель – Учитель. Он не представляет себе высшей Цели, поэтому идет к человеку, обладающему определенным Покоем, Светом и Блаженством. Постепенно, по мере его приближения к сознанию Учителя его единственной Целью становится Всевышний. Учитель же с самого начала дает обещание душе ученика и еще Всевышнему. Он обещает, что отведет этого ищущего к Богу. Принятие ученика и принятие Учителя – как взаимные дары. У ученика есть огромное устремление, вот почему он пришел к Учителю. И он дает Учителю то, что у него есть, – свое устремление. А Учитель, именно потому что он Учитель, обладает внутренним просветлением. Учитель беззаветно предлагает свое просветление ученику.
Вопрос: Учитель поддерживает контакт с учеником через молитву и медитацию?
Шри Чинмой: Да. Молитва и медитация и есть настоящее общение. Ученик молится – не Учителю, а Всевышнему, Высшему, Абсолюту внутри Учителя, и медитирует в том же ключе. А Учитель наблюдает за учеником и смотрит, искренна ли его молитва, одухотворенна ли его медитация. Если да, то Учитель доставляет молитву или медитацию ученика прямо Всевышнему, а назад от Всевышнего приносит ученику Покой, Свет и Блаженство.
Учитель подобен нищему. Он со сложенными руками приходит к ученику и говорит: «Молись искренне, медитируй одухотворенно». Потом он идет к Всевышнему и говорит: «Пожалуйста, даруй мне Свои Покой, Свет и Блаженство, и я дам их моим духовным детям, которые так одухотворенно молятся и медитируют». Учитель взывает к ученикам, чтобы они одухотворенно молились и медитировали, и взывает к Всевышнему, чтобы Он даровал им Покой, Свет и Блаженство.
Вопрос: Нужно ли, чтобы Учитель и ученик время от времени встречались?
Шри Чинмой: Да, это абсолютно необходимо. Всегда стоит периодически посещать Учителя, если вы живете в другом городе или другом штате. У нас есть физический ум, а физический ум бывает доволен, только когда получает весьма основательные, позитивные опыты. Если не посещать Учителя, мир может нам заявить, что наш Учитель такой или этакий, и наш физический ум может начать сомневаться в наших же внутренних переживаниях. Но если мы будем видеть Учителя сами, то наш физический ум получит об Учителе более основательное представление. Это не значит, что ученик будет испытывать больше веры в Учителя или быстрее совершать прогресс, если будет проводить с Учителем круглые сутки. Вовсе нет! Ученик должен уделять внимание развитию внутренней, так же как внешней связи с Учителем. Но пока Учитель на земле, хорошо поддерживать с ним контакт внешне – видеть его, разговаривать по телефону или переписываться с ним, чтобы Учитель и на физическом плане знал, что происходит в жизни ученика, а ученик бы знал, что Учитель это знает. Когда Учителя на физическом плане больше нет, ученик должен поддерживать с ним контакт своей очень искренней и интенсивной медитацией.
Вопрос: Как Учитель и ученик справляются с проблемой, которая, казалось бы, скорее их разъединяет, а не соединяет?
Шри Чинмой: Когда у ученика возникает проблема, он должен сейчас же предложить ее Учителю. Учитель с благодарностью примет ее как свою. Отношения тут как между ребенком и родителями. Если у ребенка затруднения, он сразу говорит об этом родителям, которые потом несут всю ответственность. Если у ребенка болит голова или горло, он сообщает родителям, а те вызывают врача, и врач дает лекарство. Точно так же, когда у моего ученика есть проблема, он сообщает мне об этом внутренне или внешне. Тогда я отправляюсь к врачу – Всевышнему Доктору, к которому хожу свободно. От Него я приношу Покой, Свет и Блаженство и предлагаю их ученику. Тогда проблема просветляется и решается. Как обычный отец несет ответственность за ребенка, когда ребенок страдает, так и духовный отец берет на себя ответственность за проблемы ученика, если ученик свободно и искренне их ему отдает.
Вопрос: Как вы считаете, насколько важно иметь духовного учителя, если человек очень хочет быстро совершать прогресс? А еще, сколько времени нужно провести с учителем?
Шри Чинмой: Это целиком зависит от того, насколько искренне ищущий хочет подняться на высший план сознания, насколько глубоко ему нужны Покой, Свет и Блаженство. Если потребность эта в нем сильна, он немедленно постарается найти того, кто смог бы ему помочь. Если он ощущает потребность совершать прогресс быстрее быстрого, то учитель исключительно важен, ведь, хотя бы он даже был в состоянии совершить определенный внутренний прогресс сам, он может подвергнуть свое достижение сомнению. Если он будет переживать опыт, он может засомневаться в его истинности или не понять его настоящего смысла. Учитель же обязательно разъяснит ему опыт и ускорит его внутренний прогресс. В обычной жизни учитель вас экзаменует и переводит вас в следующий класс или же оставляет на второй год. Но духовный учитель больше похож на домашнего учителя. Он не экзаменует – он просто учит своих учеников тому, как сдать экзамен Бога.
Учитель необходим до тех пор, пока мы не достигнем своей высшей цели. В обычной жизни мы начинаем обучение с детского сада и продвигаемся до университета. Завершив курс в университете, мы больше не ходим учиться. Более того, мы можем стать учителями сами. Точно так же, достигнув высшего Абсолюта, мы больше не нуждаемся в учителе.
Из книги Шри Чинмоя «Пятьдесят лодок свободы к одному золотому берегу»