— 18 июля 1978 г.
Вопрос: Как добиться большего терпения в своем духовном путешествии?
Шри Чинмой: Если понимать, что такое терпение, то очень просто обрести больше терпения. Если вы считаете, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно определенное время, то, как только это время истекает, вы теряете терпение. Предположим, вы установили определенный срок для Богоосознания. А после этого, если Бог все еще прячется от вас, вы становитесь нетерпеливым.
Но вам следует чувствовать, что устанавливать себе срок самопознания — не ваше дело. Вам нужно говорить так: “Я осознаю Бога в Им избранный Час”. Бог не просил вас назначать время, когда Он придет к вам; это Его дело. Будьте ответственны только за свою молитву и медитацию, Богу же предоставьте ответственность за этот Час. Каждый должен делать свое дело. Молитва принадлежит вам, время же принадлежит Всевышнему.
— 18 июля 1978 г.
Вопрос: Всегда ли необходимо терпение?
Шри Чинмой: Да, терпение необходимо всегда. Но следует осознавать разницу между терпением и терпимостью. Иногда, подчиняясь чему-то или относясь к чему-то терпимо, мы ошибочно думаем, что проявляем терпение. Но мы относимся к этому терпимо просто потому, что чувствуем, что иного выхода нет. Такая терпимость совсем не является терпением.
В настоящем терпении всегда есть удовлетворение, потому что терпение видит некоторое продвижение к цели. Прогресс может быть очень медленным, но все же определенно движение есть! Настоящее терпение будет ждать хоть целую Вечность, если человек совершает прогресс. Но если это только терпимость, которая разыгрывает из себя терпение, то настоящего удовлетворения не будет.
— 18 июля 1978 г.
Вопрос: Как развить терпение?
Шри Чинмой: Чтобы развить терпение, нужно чувствовать, что мы пустились в духовное путешествие, внутреннее путешествие, у которого есть Цель. Эта Цель стремится к нам и нуждается в нас так же, как мы стремимся к ней и нуждаемся в ней. Цель готова принять нас и дать то, что она имеет. Только сделает Она это по-Своему в избранный Богом Час. Бог непременно одарит нас Своим Богатством, но только когда придет время.
Терпение никогда не скажет, что духовность — безнадежная задача. Терпение скажет, что либо мы не готовы, либо еще не пришло время. И даже если нам кажется, что мы готовы, нужно знать, что все наше существо в целом может все же оказаться неготовым. Может быть, душа готова, сердце готово, ум готов, но витал и физическое не готовы достичь Цели, которая есть Свет и Истина. Только когда все наше существо будет подготовлено, Цель сама взойдет, как заря, в нашем устремленном сознании. Когда пробьет час, Цель, словно магнит, притянет нас к себе.
В духовной жизни следует чувствовать, что терпение — это не что-то пассивное. Наоборот, оно динамично. В терпении мы развиваем внутреннюю силу и силу воли. Верно, что, имея силу воли, мы легко приобретаем и терпение. Но также верно и то, что, когда мы имеем терпение, внутренняя сила воли развивается совершенно особым образом.
— 1 февраля 1973 г.
Вопрос: Важно ли духовно устремленному человеку иметь чувство удовлетворения?
Шри Чинмой: Скажем, вы серьезно работали над чем-то и теперь получите результат в форме опыта. Если опыт придёт в форме неудачи, а вы примете его так же радостно, как и успех, то ваше удовлетворение будет совершенным. Если вы сможете радостно принять результат независимо от того, какую форму он примет — форму успеха или форму поражения, то удовлетворение непременно появится.
Но если вы вообще не будете работать только потому, что боитесь потерпеть поражение, вы получите ноль и не сдадите внутренний экзамен. Верно, есть люди, которые не работают, а кажутся довольными. Но на самом деле они не удовлетворены. Ленивый, праздный человек никогда-никогда не сможет достичь удовлетворения — ни на минуту. На физическом плане удовлетворение лентяя заключается в том, что ему не нужно работать или даже спускаться по лестнице. Но, хотя он и удовлетворен на физическом плане, на ментальном плане злые мысли проделывают огромную дыру в его уме. Он валялся в постели пять часов после рассвета. Он так доволен, что не надо напрягаться и вылезать из постели. Но пока он предавался апатии, появились всевозможные враждебные, небожественные силы, непросветленные эмоциональные силы, и проникли в него. О каком же удовлетворении может идти речь?