Вопрос: Организация Объединенных Наций, конечно, является местом, очень сильно связанным с политикой. Является ли политика частью вашей духовной работы?
Шри Чинмой: Политика как таковая не является частью нашей работы. Но мы чувствуем, что политика может быть просветлена с помощью духовности и поднята на очень-очень высокий уровень сознания. Мы молимся и медитируем, чтобы очистить свой ум. Ум постоянно порождает в нас смятение, сомнение, волнение, беспокойство и так много других проблем. Мы считаем, что, когда ум будет очищен и просветлен, он станет совершенным инструментом для улучшения мира. Мы не занимаемся политикой как таковой, но с помощью своей искренней молитвы и медитации мы стараемся привнести в политику свет и восторг, обретаемые здесь, чтобы и мир политики также мог просветляться, совершенствоваться и осуществлять свое предназначение.
— 11 марта 1977 г.
Вопрос: Когда из нескольких человек создается комитет по выполнению какого-то проекта, то обсуждение могут вести пять разных человек, руководствуясь своим опытом и взглядами. А в ООН один вопрос могут обсуждать пять и более разных стран, и у каждой страны — свое твердое убеждение. Как лучше всего поступать в таких случаях?
Шри Чинмой: Иногда у вас как у личности возникает какая-то идея. Затем, через несколько минут, у вас развивается или рождается другая идея. Утром у вас может появиться идея, как достичь чего-то, а днем у вас может возникнуть новая идея, как достичь того же другим способом. Но то, что пришло вам в голову днем, не обязательно будет лучше.
Поэтому, если комитет состоит из пятерых человек, каждому следует постараться погрузиться глубоко внутрь и решить для себя, сможет ли он каким-то образом согласиться с идеей, которую предлагают другие. Скажем, сейчас он борется за свое собственное предложение. Но через несколько дней, может статься, он сам встанет на ту точку зрения, против которой сейчас выступает. Поэтому, если все участники установят единство, то они, по крайней мере, попытаются понять точки зрения друг друга и разобраться, есть ли в них какая-то истина.
Из пяти различных идей одна может быть более зрелой и практичной, чем другие. Посмотрите на пять идей как на пять плодов. Среди пяти плодов некоторые будут неспелыми, и никто не захочет их есть. Только плод, который будет самым спелым и самым вкусным, понравится каждому. Если один человек принес спелый плод, это совсем не значит, что только он один и будет его есть. Другие получат равную долю. А поскольку все могут есть плод, поскольку каждый готов поделиться, то не имеет значения, кто принес его, так как плод становится собственностью всех. Подобным же образом, кто бы ни предложил идею, все участники получают равную возможность применить эту идею в собственной жизни.
— 10 августа 1976 г.
Вопрос: Как может знание духовности помочь профессионалам в их попытках служить человечеству своей работой?
Шри Чинмой: Во-первых, давайте попытаемся понять, что духовность не является чем-то абстрактным и неопределенным, чем-то, что вынуждает нас уйти от этого мира; чем-то, что существует только для немногих избранных. Нет! Духовность — это сама определенность; и если это истинная духовность, она всегда вдохновляет нас принять жизнь. Духовность — это упрощение жизни, а не отказ или отрицание жизни.
У каждого человека есть своя задача здесь, на земле, поэтому он, сознательно или неосознанно, погружается в многообразную деятельность. Он хочет, чтобы все было сделано во мгновение ока, чтобы он смог двигаться к чему-то лучшему, чему-то более просветляющему и исполняющему. Существует прямой, самый короткий путь, следуя которому, человек может достичь цели. Это путь концентрации, являющейся первой ступенью духовной лестницы. Концентрируясь на том, что намечено сделать, мы выносим на передний план или приносим Свыше дополнительные способности, уверенность и убежденность. Если мы сможем концентрироваться перед началом каждого дела, то мы не только упростим свою задачу, но и скорее достигнем удовлетворительного результата.
Это выглядит так. По всей дороге к нашей цели есть деревья сомнения, деревья неуверенности, деревья колебания, деревья беспокойства и деревья тревоги. Они лежат поперек дороги, создавая препятствия на нашем пути. Концентрация расчищает дорогу от этих препятствий. Она преобразует сомнение в веру, неуверенность в уверенность и так далее. Всё обескураживающее становится вдохновляющим и полезным по мере нашего продвижения к цели. И это только первый шаг. Когда концентрация освободит дорогу от беспорядка, то медитация очистит и озарит наш ум, и мы увидим, что цель не только прямо перед нами, но и внутри нас. Это вторая ступень лестницы. В конце концов, когда мы достигаем последней ступени лестницы, созерцания, мы осознаём, что мы — сама цель. В одно мгновение мы являемся ищущими, бегущими за целью; в следующее мгновение мы становимся самой целью.