— 18 июля 1978 г.
Вопрос: Зачем Бог создал зло?
Шри Чинмой: То, что вы называете злом, я называю невежеством. Между невежеством и злом есть большая разница. Невежество — это опыт, который в конечном счете приведет нас к более высокой истине. Мы движемся от меньшего света к большему свету, к величайшему свету. То, что вы называете злом и грехом, на самом деле переживания зависимости и несовершенства. Зло у нас в уме. В устремленном сердце нет такой вещи, как зло. То, что ум рассматривает как зло, сердце видит как несовершенство. А это несовершенство можно легко совершенствовать, молясь Богу о свете, покое и блаженстве.
— 13 июня 1975 г.
Вопрос: Что значит звук “AUM”?
Шри Чинмой: “AUM” представляет Бога в трех Его аспектах: Бога-Творца, Бога-Хранителя и Бога-Разрушителя, или Преобразователя. Бог-Творец создал нас. Бог-Хранитель хранит нас. Но, храня нас, Он замечает в нас несовершенство, которое старается устранить. Совершенствуя нас, Он становится Богом-Разрушителем. Но “Разрушитель” — неверное слово; Бог ничего не разрушает, Он только преобразует нас. Все, что в нас есть небожественного, Бог преобразует и просветляет. “А” представляет Бога-Творца, “U” представляет Бога-Хранителя, а “M” представляет Бога-Преобразователя. Так что, когда мы поем “AUM”, мы призываем Бога во всех Его трех аспектах.
— 13 июня 1975 г.
Вопрос: Когда Бог хочет, чтобы произносилось Его Имя?
Шри Чинмой: Бог хочет, чтобы каждый человек произносил Его Имя всегда и везде. Если каждый из нас осознает свой Источник, мы станем более просветленными ищущими, более совершенными инструментами и героями-воинами, лучше исполняющими Замыслы Бога для проявления Бога на земле.
— 26 ноября 1976 г.
Вопрос: В чем заключается Ваша основная философия?
Шри Чинмой: Наша основная философия — это любовь, преданность и отречение. Мы любим Бога не человеческим, а божественным образом. В человеческой любви — постоянное требование. Если я тебе что-то даю, я жду, что и ты мне что-то дашь; это всегда отношения по принципу “ты — мне, я — тебе”. Но в божественной любви мы отдаем, не ставя условий. Человеческая любовь заканчивается разочарованием, а разочарование, в конечном счете, есть разрушение. Но божественная любовь — это постоянное просветление. Мы любим Бога Божественной любовью безо всяких условий; и потом только от Бога зависит, дать ли нам то, что Он хочет дать. А любя мир божественной любовью, мы в это время рассматриваем его просто как продолжение себя, и наше сердце становится всеобъемлющим.
Человеческая преданность — это привязанность; божественная преданность — это посвящение себя возвышенной цели или идеалу, возвышенному образу жизни. Божественная преданность вырастает из обещания нашей души проявить свою божественность здесь, на земле.
Человеческое отречение — это отречение раба перед хозяином. Оно совершается из страха. Но божественное отречение — это отречение нашей менее просветленной части перед высшей частью. Сейчас мы не осознаем в полной мере свою высшую Высоту. Но, осознав, кто мы, мы стремимся подчинить свое низшее “я” своему высшему “Я”. Крошечная капля не осознает океан. Но, сливаясь с океаном, она становится самим океаном. В божественном отречении конечное в нас отрекается перед Бесконечным в нас и становится с ним неразделимо единым.
— 11 марта 1977 г.
Вопрос: Почему тьма непостоянна, а свет постоянен?
Шри Чинмой: Свет постоянен именно потому, что наш Источник — сам Свет. Раз наш Источник — Свет, то и нам надо стать Светом. Из Света мы приходим, в Свете мы растем и с помощью Света исполняем свое предначертание. Бог — вечный Источник, а мы — Его дети; в конечном итоге нам нужно принять самый Его Образ. Богоосознание, поток бесконечного Света — это наше неотъемлемое право.
Сейчас нас окутывает тьма, потому что мы спали несколько лет или несколько инкарнаций. Но настанет день, когда внутри нас забрезжит бесконечный Свет и позволит нам почувствовать, чем мы являемся на самом деле. В это время наше внутреннее солнце, которое бесконечно ярче физического солнца, рассеет наше тысячелетнее невежество-ночь.
Чем глубже мы погружаемся внутрь, тем легче нам становится осознать, что в нас есть нечто вечное. Если хоть одну минуту в день мы сможем жить в своем внутреннем существе, мы увидим и ощутим беспредельный Свет и почувствуем возможность постепенного превращения в сияние Света. Так что давайте попытаемся погрузиться глубоко внутрь и войти в это внутреннее космическое солнце. Там мы увидим, что бесконечный Свет неизменно ждет нас и взывает к нам. Чтобы выйти на передний план, ему нужно лишь наше сознательное согласие и сотрудничество.