Медитация подобна погружению на дно моря, где все тихо и спокойно. На поверхности может быть множество волн, но они не влияют на морские глубины. В своих глубочайших глубинах море — само безмолвие. Начиная медитировать, мы сначала пытаемся достичь своей внутренней сущности — так сказать, дна моря. Тогда, если из внешнего мира приходят волны, они не затрагивают нас. Страх, сомнения, тревога и вся земная суета будут просто смыты, так как внутри нас — непоколебимый покой. Мысли не могут потревожить нас, ибо наш ум — сам покой, само безмолвие, само единство. Словно рыбки в море, они прыгают и плавают, но не оставляют следа на воде. Как птицы, летящие в небе, они не оставляют за собой следа. Так что, когда мы находимся в высочайшей медитации, мы чувствуем, что мы — море, и морские обитатели не могут потревожить нас. Мы чувствуем, что мы — небо, и никакие пролетающие птицы не могут потревожить нас. Наш ум — небо, а наше сердце — бесконечное море. Такова медитация.
Когда мы медитируем, мы хотим общаться только с Богом. Сейчас я говорю по-английски, а вы хорошо понимаете меня, потому что знаете английский. Точно так же, если вы хорошо умеете медитировать, вы сможете общаться с Богом, так как медитация — это тот язык, который мы используем для общения с Богом.
С помощью концентрации мы становимся целенаправленными, а с помощью медитации мы расширяем свое сознание в Безбрежность. Но в созерцании мы превращаемся в саму Безбрежность. Мы видим Истину. Мы чувствуем Истину. Но самое важное — это превратиться в Истину и стать полностью единым с Истиной. Концентрируясь на Боге, можно почувствовать, что Бог находится прямо перед нами или рядом с нами. Медитируя, мы обязательно почувствуем Вечность, Бесконечность и Бессмертие внутри себя. Но созерцая, мы увидим, что мы сами и есть Бог, что мы сами — Бесконечность, Вечность и Бессмертие. Когда мы созерцаем, Творец и творение становятся едины. Мы становимся едины с Творцом и видим всю вселенную внутри себя. В этот момент, если мы посмотрим на свое собственное существование, мы не увидим человеческого существа. Мы увидим что-то подобное источнику света, покоя и блаженства. Созерцание означает наше осознанное единство с Бесконечным, Вечным Абсолютом. В созерцании мы по-настоящему открываем себя.
Каждый день, перед тем, как погрузиться в медитацию, надо концентрироваться несколько минут. В это время мы действуем подобно бегуну, который должен расчистить дорожку; мы видим препятствия и затем убираем их. Как только концентрация уберет препятствия и мы начинаем медитировать, мы сможем бежать очень быстро. Внутренне мы становимся похожи на скорый поезд, который останавливается только на конечной станции. Затем, достигнув Цели, мы должны стать этой Целью. Это последняя стадия, созерцание. Ищущий, который только вступает на духовный путь, должен упражняться в концентрации в течение нескольких месяцев перед тем, как войти в медитацию. Затем он должен медитировать несколько лет и только потом входить в созерцание.
— 1970 г.
Вопрос: Какова цель медитации?
Шри Чинмой: Медитация — это сознательное осознание Бога. Здесь все мы ищущие. Если мы верим в Бога, тогда, естественно, мы чувствуем, что Бог существует. Но, к сожалению, это чувство не длится круглые сутки. Медитируя, мы все двадцать четыре часа в сутки начинаем чувствовать и осознавать, что мы — от Бога и мы — для Бога. Постоянно и сознательно осознавать Бога — Его Истину, Свет и Блаженство — вот какова цель медитации.
— 3 октября 1975 г.
Вопрос: Подходит ли медитация для каждого, независимо от того, ищет человек Бога сознательно или нет?
Шри Чинмой: Да, медитация подходит для каждого, независимо от того, ищет ли человек Бога сознательно или нет. Но каждый должен решить для себя сам, как далеко он собирается пойти. Некоторые могут учиться пока только на детсадовском уровне. А кто-то пойдет в школу, колледж, университет и получит ученую степень магистра или доктора философии. Кто-то удовлетворится каплей внутренней мудрости, тогда как другой будет взывать о безграничном покое, свете и блаженстве. Так что это зависит от того, где ищущий желает остановиться.
Так же, как мы ходим в школу за внешними знаниями, мы должны медитировать, чтобы получить внутреннюю мудрость. Если ищущий хочет удовлетвориться только каплей покоя, света и блаженства, тогда он получит это. Если он хочет получить безграничный покой, свет и блаженство, тогда он тоже получит их, если будет продолжать медитировать регулярно, преданно, одухотворенно, безоговорочно и бескорыстно.