Если мы будем повторять: “Я — сердце, я — сердце”, тогда в нас будет только сознание сердца, независимо от того, что мы будем делать. Затем все, что мы попытаемся отдать или достигнуть, автоматически будет сделано в сердце или через сердце, и сердце возьмет на себя заботу о так называемых проблемах, с которыми мы сталкиваемся в нашей каждодневной многообразной деятельности. Поскольку мы не будем использовать ум как таковой, проблема участия ума в этой деятельности не встанет перед нами. Спустя некоторое время, когда мы научимся жить в сердце и становиться сердцем, мы сможем погрузиться глубже внутрь и почувствовать, что на самом деле мы не сердце, а душа. Но это труднее.
— 21 сентября 1996 г.
Вопрос: Как можно использовать воображение, чтобы повысить своё сознание или улучшить свою медитацию?
Шри Чинмой: У нас внутри много миров; воображение – один из них. У нас есть свободный доступ к миру вокруг нас и перед нами, но нет свободного доступа к миру внутри нас. Нам следует вынести на передний план мир воображения, чтобы он мог войти в мир реальности, в котором мы живем. Нужно установить дружбу между миром воображения и миром так называемой реальности. Это похоже на следующее. Кто-то находится внутри дома, а кто-то снаружи. Мы дружим с человеком, находящимся вне дома, потому что большую часть времени нам приходится проводить вне дома. Но когда мы входим в дом, мы видим, что там есть кто-то еще. И с этим человеком мы также можем подружиться и попросить его выйти вместе с нами из дома, и познакомить его с тем, кто снаружи.
Мы сможем это сделать, только если воспримем воображение как независимую реальность, как реальность в более высоком мире, или внутреннем мире, находящуюся на другом плане сознания. Надо рассматривать воображение как внутреннюю реальность, которая ждет откровения и проявления здесь, во внешнем мире. Тогда мы сможем попытаться привнести его в этот мир. Если мы принимаем воображение за что-то непродуктивное и нереальное, тогда оно никогда не сможет принести нам пользы. Если мы будем думать, что воображение — это Южный полюс, а реальность — это Северный полюс; если мы будем думать, что воображение — это только ментальная галлюцинация, тогда мы никогда не примем его всерьез и никогда не сможем использовать его, чтобы поднять своё сознание или улучшить свою медитацию.
Воображение может играть очень значительную роль в духовной жизни. Допустим, у нас нет хорошей медитации, но полгода назад у нас была очень сильная, очень высокая медитация. Мы можем попытаться представить себе ту сильную медитацию. Спустя пятнадцать минут или полчаса наше воображение станет реальностью, и у нас снова будет хорошая медитация.
— 8 января 1976 г.
Вопрос: Как отличить истинную интуицию от воображения?
Шри Чинмой: Если вы несколько месяцев одухотворенно следуете по духовному пути и если ваши молитва, концентрация и медитация интенсивны, тогда вы будете способны почувствовать в себе внутреннее руководство. Когда вы будете медитировать рано утром, ваше внутреннее существо скажет вам, что должно произойти в течение дня. Но для того, чтобы развить хорошую интуицию, интуитивный дар, ваше устремление должно быть очень-очень искренним и интенсивным. В противном случае это все будет воображением и ментальными галлюцинациями.
Попытайтесь почувствовать, что внутри вас горит пламя, которое все время растет. И когда оно будет вздыматься все выше и выше, вы увидите, что оно повсюду распространяет божественный свет и озаряет весь ваш внутренний мир. В этом свете у вас обязательно разовьется прямое видение истины. Во тьме ничего не увидишь. Даже если вы положите прямо передо мной величайшее сокровище, я не увижу его, если не будет света. Но если пламя устремления у меня внутри поднимается к высочайшему и распространяет свет, то меня озарит мгновенная вспышка интуиции. Ибо в свете есть реальность и божественность. Таким образом, когда у вас внутри поднимается пламя устремления, в вашем распоряжении будут божественность и реальность, и эти вспышки интуиции всегда будут озарять вас.
Но, с другой стороны, если вы лишь представляете себе что-то хорошее и божественное, такой подход ни в какой мере не является неправильным. Если вы представляете, что Бог — само Сострадание для вас, хотя вы еще не почувствовали сострадательный аспект Бога; или если вы представляете, что Бог — это сама Забота и Любовь для вас, хотя вы еще не почувствовали божественной Любви и Заботы, — это не беда! Сегодня это может быть воображением, но завтра вы почувствуете это как абсолютную истину.