Доктор Роберт Мюллер: Говоря со слушателями об У Тановских четырех путях к счастью — физическом, ментальном, нравственном и духовном, я иногда слышу следующую критику: “Жизнь нельзя искусственно разделить на четыре части. Все взаимозависимо и взаимосвязано. Нам нужно концентрироваться на жизни как едином целом, а не на частях, созданных интеллектом”. Этот аргумент производит на меня не слишком большое впечатление, так как я действительно заметил, что жизнь раскрывает все свои богатства, когда одновременно развиваешь все четыре категории. Тем не менее, в этой критике есть доля истины, и я бы с благодарностью узнал, как бы Вы ответили на нее.
Шри Чинмой: С огорчением должен сказать, что никак не могу согласиться с Вашими друзьями-критиками. Они и в самом деле правы, говоря, что жизнь — едина. Но откуда же они взяли, что Вы рубите древо жизни на четыре части? Ни Вы, ни У Тан никогда не говорили о какой-либо необходимости искусственно разделять реальность жизни на четыре части. Давайте представим себе, что жизнь — это лестница, которая помогает нам достичь высот освобождения, просветления, всеобъемлющего единства и осознания. У этой лестницы-жизни четыре ступени. Первую ступеньку мы уверенно назовем реальностью тела. Вторая ступень — реальность интеллекта; третья ступень — реальность нравственности; а четвертая — реальность духовности.
Когда мы твердо встаем на ступень реальности тела, физическое сознание сбрасывает покровы невежества, которые затмевали его тысячелетиями. Когда мы поднимаемся с этой ступени и восходим на ступень реальности интеллекта, наш просветленный ум видит безбрежное в малом и малое в безбрежном, бесконечную Красоту внутри конечного долга и конечный долг внутри бесконечной Красоты. Затем, когда мы поднимаемся на ступень реальности нравственности, мы всегда стараемся поступать правильно. Мы стараемся расширить свое маленькое “я”, которое, сознательно или неосознанно, наслаждается песней разделения и танцем обособленности, и принять все человечество как свое большое, расширенное “я”. Наконец, мы поднимаемся на ступень реальности духовности, где открываем свою высочайшую Высоту и становимся едины с Ней.
Процитирую Ваше исключительно важное высказывание большой внутренней глубины, подходящее к этой теме: “Физически, интеллектуально, нравственно и духовно мы движемся к более высокому уровню человеческого сознания, к той улыбке божественности, которая знает, что в один прекрасный день род человеческий сможет вернуть рай на землю. Больше нет значительной разницы между политическим подходом и этой более широкой, более насыщенной концепцией исполнения смысла существования человечества”.
Я полностью согласен, что эти четыре подхода не являются самостоятельными; они взаимозависимы. Они взаимозависимы именно потому, что знают, что могут достичь цели-удовлетворения только на основе слияния в неразделимое единство. Взаимозависимость — предвестник единства. Человеческая жизнь сама по себе — вечное путешествие. Если, идя по дороге Вечности и преодолев некоторое расстояние, ищущий хочет дать этому расстоянию какое-то название, он имеет полное право сделать это. Но в самой глубине своего сердца он знает, что есть только одна дорога, одно путешествие, одна устремляющаяся душа и одна улыбающаяся цель. Эти четыре есть долг Вечности, красота Бесконечности, необходимость Божественности и Бессмертие Реальности.
Доктор Роберт Мюллер: Если бы Вам поручили составить основополагающие принципы образования для всех детей мира, что бы Вы порекомендовали?
Шри Чинмой: По-моему, в человеческой жизни образование — это саморазвитие, а саморазвитие — это совершенствование в Боге. Для ребенка с Востока или, скажем, из Индии свобода — далекая мечта. Для ребенка с Запада или, скажем, из Америки свобода проста и естественна, как дыхание. В Индии даже теперь обучение большинства детей строится на суровой дисциплине и страхе. Здесь, в Америке, насколько я вижу и чувствую, родители большей частью ищут удовлетворения, исполняя собственные мечтания, и пренебрегают потребностями своих детей. Они говорят детям: “Мы ничего не хотим вам навязывать. Открывайте свою истину и избирайте то, что лучше для вас, потому что откуда нам знать, что для вас лучше?” Таким образом родители неосознанно, если не сознательно, отрекаются от своих обязанностей. Родители говорят: “Смотри, мы действительно любим тебя. Вот доказательство: мы подарили тебе телевизор, магнитофон, все, чего ты хочешь в материальном мире. Поэтому мы надеемся, что ты будешь проводить время со своими друзьями и позволишь нам жить своей жизнью и по-своему осуществлять наши мечты”.
К сожалению, не могу признать себя сторонником ни индийского метода воспитания ребенка, ни американского метода. Родителям не следует напускать страшного тигра на детей, так, чтобы страх постоянно заставлял детей поступать правильно. Им также не следует растить детей в райских условиях непомерной роскоши. Родителям не следует быть сторонниками ни дисциплинарного деспотизма, ни безудержной щедрости в отношении материального богатства; они должны быть любящими, бескорыстными и чуткими друзьями.