Еще вы можете пообщаться с ищущими, у которых нет подобных трудностей. Можно пойти туда, где молятся и медитируют духовные люди, или можно поговорить с духовными людьми по телефону. Они смогут оказать вам огромную помощь. Вы знаете поговорку: “Рыбак рыбака видит издалека”. В духовной жизни совершенно необходимо иметь духовных друзей. Если сегодня вы разочаровались или пали духом, друг, который рядом с вами, сможет вас поднять. А завтра, когда ваш друг будет в трудной ситуации, вы сможете поднять его. В обычном мире вы можете быстро завести себе новых друзей. Но иметь настоящего духовного друга — великое Благословение от Бога.
В конце концов, вы можете почувствовать необходимость найти духовного Учителя, у которого есть способность помочь вам ускорить путешествие вашей души.
— 15 августа 1978 г.
~*~*~
В мае 1978 года были даны ответы на следующие вопросы.
Вопрос: Что делать, если мы чувствуем, что, несмотря на внутреннюю борьбу, такие духовные качества, как радость и устремление, покидают нас?
Шри Чинмой: Надо понимать, настоящая ли это внутренняя борьба. Очень легко использовать термин “борьба”. Если лентяю надо сдвинуться на вершок, он говорит, что это борьба. Если нам надо встать рано утром, если нам на одно мимолетное мгновение надо лицом к лицу встретиться с реальностью, мы называем это борьбой. Но каждый должен понимать, что такое настоящая борьба. Для искреннего ищущего настоящая борьба — это борьба за победу над невежеством в собственной жизни и в окружающем мире. Если ищущий действительно борется, чтобы победить себя и быть хозяином собственной жизни, тогда в каждом своем усилии он непременно будет черпать радость. Борясь с ложью, инерцией, темнотой, несовершенством, ограниченностью и зависимостью, он непременно почувствует своего рода внутреннюю радость, при условии, что он борется искренне.
Надо понимать, насколько упорно мы пытаемся осознать Высочайшее, сколько минут своей повседневной жизни посвящаем Всевышнему в себе, как искренно мы боремся за то, чтобы увидеть свет внутри себя и внутри других. Если мы пытаемся от всего сердца, тогда наши божественные качества непременно возрастут. Именно божественные качества внутри нас вдохновляют нас бороться с непроходимым невежеством. Так как же они могут нас покинуть, когда именно они побуждают нас к борьбе? Если мы действительно ведем искреннюю духовную борьбу, тогда мы не потеряем своих божественных качеств. Наоборот, наши внутренние качества возрастут в безграничной мере.
— Май 1978 г.
Вопрос: Не могли бы Вы рассказать об эго и гордыне?
Шри Чинмой: Существует человеческое эго и божественное эго. Человеческое эго — это то, что связывает нас. Человеческое эго всегда говорит: “Моё, моя собственность”. В тот момент, когда мы отождествляемся с какой-то определенной частью своего существа, мы становимся этой частью. Когда мы отождествляемся с телом, мы чувствуем, что душа, сердце, ум и витал — это все наши враги. В то время, когда мы отождествляемся с виталом, чужими и незнакомыми становятся сердце и душа. Человеческое эго отождествляется только с ограниченным человеческим “я”.
С другой стороны, существует божественное эго, которое на самом деле совсем не эго, а божественная сила. Мы отождествляемся не со своей ограниченной сущностью, а со своим увеличенным, расширенным “я”, включающим все человечество. Божественное эго ощущает свое единство не только с физическим телом, но и со всей вселенной. Когда мы чувствуем, что мы — повсюду, тогда кто может связать нас? Божественное эго — это ощущение вездесущности, ощущение единства с божественной Реальностью, нашим Источником. Это ощущение может возникнуть, только когда мы молимся и медитируем. Без молитвы и медитации мы никогда не сможем считать это осознание своим достижением, мы только будем дурачить себя. Христос говорил: “Я и Отец мой — одно” в силу своего высочайшего осознания. По сути, абсолютно верно, что все мы — дети Бога. Но если мы будем говорить то же, что сказал Христос, не имея внутреннего осознания, тогда люди будут только смеяться над нами.
Наряду с человеческим эго и божественным эго, существует человеческая гордыня и божественная гордость. Моя человеческая гордыня дает мне почувствовать, что я — на голову выше вас. Со своей человеческой гордыней я могу вас оскорбить или помыкать вами. Человеческая гордыня только ломает космический ритм жизни. Как и человеческое эго, она возникает из чувства разделенности, из ощущения, что мы не имеем отношения к другим, а они не имеют отношения к нам. Чувствуя себя отделенным от вас, естественно, я буду испытывать гордость, когда сделаю что-то, чего не можете сделать вы. Но когда я ощущаю свое единство с вами, не может быть никакого чувства превосходства или гордыни.