Образование детей и образование родителей должно идти параллельно. Смысл жизни родителей должен исполниться в детях. Как нельзя отделить творение от творца, так и творец неотделим от творения. Творение без творца беспомощно. Творец без творения бессмыслен. По этой причине они оба должны помогать друг другу, чтобы извлечь настоящее удовлетворение-полноту. Родители должны погрузиться глубоко внутрь, чтобы принять правильное решение относительно своих детей, а дети должны найти истинную свободу в единстве с волей родителей. Давайте рассматривать детей как конечную реальность, а родителей как бесконечную реальность. Дети могут стать бесконечными и пользоваться бесконечной свободой, только став сознательно, без остатка и неразделимо едиными со светом-мудростью своих родителей.
Родители не должны думать о детях как о несущественном отражении своей собственной жизни, ибо если эти отражения необязательны, то они могут поступать, как им заблагорассудится. Напротив, они должны чувствовать, что дети — абсолютно необходимые проекции их жизни и что воспитание и совершенствование детей — неотъемлемая часть их собственного совершенствования. Красота листьев, цветов и плодов дерева только увеличивает красоту ствола и корней. Она не уменьшает красоты, божественности и полезности дерева.
Здесь я хотел бы процитировать несколько фраз из Ваших проницательных соображений по поводу всемирного образования: “Когда ребенок, рожденный сегодня, станет взрослым, он практически ежедневно лицом к лицу будет сталкиваться с проблемами, по своей сути глобальными и взаимосвязанными, — будь то мир, пища, качество жизни, инфляция или нехватка природных ресурсов. Он будет человеком действия, получающим выгоду, или жертвой во всеобщей мировой структуре и по праву сможет спросить: “Почему меня не предупредили? Почему не дали более серьезного образования? Почему мои учителя не рассказали мне об этих проблемах и не указали мне, как себя вести, будучи членом рода человеческого, где все зависят друг от друга?..”
“Глобальное образование должно выйти за рамки материальных и интеллектуальных достижений и коснуться также сфер нравственности и духовности. Человек увеличил мощь своих рук, пользуясь невероятными машинами, мощь своих глаз — телескопами и микроскопами, ушей — телефонами, радиоволнами и сонарами, мозга — компьютерами и автоматами. Теперь он также должен расширить свое сердце, свои чувства, свою любовь и душу до масштаба всей человеческой семьи, всей нашей прекрасной планеты, вращающейся во вселенной”.
Родителям надо добиться, чтобы их дети, как только появятся на свет Божий, сердцем и глазами видели присутствие Бога, любви, истины и чистоты. Родителям надо сказать детям: “Мы — настоящие друзья, и у нас есть любящий Наставник, который будет нас направлять, формировать и преобразовывать в абсолютное Совершенство. Мы немного больше знаем об этом Наставнике, чем ты, и Он велел нам кое-что рассказать тебе о Нем. Сейчас Наставник попросил нас быть посредниками между тобой и Им. Но настанет время, когда тебе не нужны будут посредники. Ты сможешь пойти прямо к Наставнику, к Источнику. А до тех пор тебе надо слушаться нас, ибо мы твои земные друзья”.
Вершина детского образования — совершенство в жизни и совершенство в удовлетворении Бога. А чтобы дать это детям, родителям не надо ни навязывать, ни бросать на произвол судьбы, ни даже предлагать что-либо; надо лишь стать живым пламенем самоотдачи, чтобы осуществить предназначение собственной жизни, дающей удовлетворение миру, и чтобы порадовать Источник Его собственным Способом.
Доктор Роберт Мюллер: Антропологи обнаружили последовательность религиозных верований в ходе истории человечества: обрядность, анимизм, поклонение предкам, многобожие, монотеизм. Все эти изменения связывались с изменениями в социальной структуре. Недавно “век разума” и научно-техническая революция представляли религию и духовность в глазах многих людей чем-то устаревшим и даже вредным. Что, по Вашему мнению, скорее всего станет религией или духовностью человечества завтра и даст удовлетворительный ответ на вопросы человека о взаимоотношениях со вселенной, собратьями, тайнами жизни? И отразится ли это в деятельности ООН как арены, на которой человечество ищет новые пути осуществления смысла своего существования?
Шри Чинмой: Духовность завтрашнего дня не будет безжалостным отказом от жизни. Духовность завтрашнего дня будет преданным принятием жизни и чистым распространением дыхания самоотдачи ищущего — чтобы он мог стать расцветающей Богом красотой внутри и вовне.
Тут я не могу не поделиться с миром Вашими озаряющими идеями и благотворными мыслями: “И в самом деле, как мы можем достичь полного сознания и просветления, если не впускаем в себя весь мир и человечество? Смирение и ослабление своего эго приведут, в конце концов, к праведности, счастью и полному контролю над собой; эти качества обогатятся мыслями, мечтами и чувствами других. Вместе с медитацией это, вероятно, явится ключом к спокойствию в нашем запутанном, сложном мире. У Тан был живым тому доказательством”.