Я толкаю ядро с помощью правой руки, так как моя правая рука сильнее левой. Но моя правая рука не будет важничать перед левой; обе руки чувствуют полное единство друг с другом. Голова никогда не считает, что она лучше, чем ноги. Это было бы чистейшей глупостью. Голова говорит только: “Если бы у меня не было ног, как бы я ходила?” Голова обладает большим светом, чем ноги, потому что в ней есть ум, но она не чувствует гордости. Ум позволяет мне читать и писать, но мне также нужны ноги, чтобы привести меня в школу. У каждого своя роль.
Все является необходимым. В данный момент Бог использует мою голову, чтобы сделать что-то, а в следующее мгновение Бог использует мои ноги, чтобы сделать что-то. Как же моя голова может чувствовать превосходство, когда она прекрасно знает, что Бог использует также и мои ноги? Точно так же, сейчас Бог дает мне возможность быть Его инструментом, а в другой раз Он будет действовать в другом человеке, через кого-то еще. На самом деле действует только Бог. Сегодня Ему нужна моя жизнь, чтобы что-то сделать для Него; завтра Ему понадобится ваша жизнь, чтобы что-то сделать. Гордыня появляется тогда, когда я могу сделать что-то, чего не можете вы, или если кто-то использует меня и не использует вас. Поскольку Бог использует каждого, гордыни не может быть.
Но божественная гордость совсем иная. Божественная гордость дает нам почувствовать: “Как я могу общаться с невежеством, если мой Источник — Бог? Если Он — все для меня и если я — с Ним, в Нем и для Него, тогда как же мне не быть хорошим и божественным?” Такого рода гордость, которая заставляет нас осознать, чем мы поистине являемся, — большое благо.
Из божественной гордости мы получаем чувство божественной уверенности. Божественная уверенность говорит: “Я могу преодолеть невежество, так как внутри меня — Бог”. Это как дитя, которое уверено в своем богатстве, потому что знает, что родители богаты. Мы чувствуем, что Бог, который есть наш Отец и Мать, обладает бесконечным Светом, бесконечным Покоем и бесконечным Блаженством. Когда мы чувствуем Его бесконечный Свет, бесконечный Покой и бесконечное Блаженство внутри себя, мы ощущаем, что можем легко победить невежество.
— Май 1978 г.
Вопрос: Не могли бы Вы рассказать немного о том, как духовному человеку поступать с удовольствиями и проблемами повседневной жизни?
Шри Чинмой: Давайте сначала коснемся проблем. Надо спросить себя, существовали ли эти проблемы прежде, чем вы вступили в духовную жизнь. Тотчас же придет ответ: “Да”. Как же тогда получается, что теперь вы знаете о них, а раньше о них не ведали? Вы не знали о них, так как не хотели сознательно их преодолевать. Если вы не хотите с чем-то бороться, то проблема крепко спит. Но теперь, когда вы вступили в духовную жизнь, вы бросаете вызов всем своим проблемам. Поэтому враждебные силы приняли их сторону и придают вашим проблемам сил.
Вот как это происходит. Когда вы ведете обычную, неустремленную жизнь, враждебные силы часто оставляют вас в покое, так как знают, что вы — их раб. Так как вы — у их стоп, они хитро говорят: “Ладно, раз он крепко спит в невежестве, не будем его беспокоить”. Но как только вы просыпаетесь и пытаетесь стряхнуть с себя свой сон-невежество, они атакуют вас. Эти силы знают, что в конечном счете они потерпят поражение, они только пытаются отсрочить его.
Если вы им не бросите вызова, если будете стараться избегать своих проблем, они только будут нападать на вас более яростно. Вам не скрыться от своих проблем, вам надо их одержать над ними победу здесь и сейчас. Если вы скажете: “Завтра я стану сильнее, так что подожду до завтра, прежде чем пытаться справиться со своими проблемами”, то я скажу вам, что завтра не настанет. Каждая секунда — золотая возможность. Если вы не используете эту золотую возможность, то вы только укрепляете силы невежества.
Теперь поговорим о жизни удовольствий. Вам надо понимать, что вы получили, чего вы добились от жизни удовольствий. Если вы искренни, вы сразу же скажете: “Все, что я приобрел от жизни удовольствий, — это разочарование”. И не только это; вы также осознали, что у вас нет надежды избавиться от этого разочарования, пока оно полностью не уничтожит вас. В жизни желаний путешествие начинается с искушения. Внутри искушения будет удовольствие, а внутри удовольствия будет разочарование, которое всегда ведет к разрушению. То, что сегодня называется удовольствием, завтра неминуемо станет разрушением. Затем, после разрушения, не останется ничего.