Можно также обрести покой ума, подчинив свою индивидуальную волю Божьей Воле. Сейчас мы отделяем свою волю от Божьей Воли. Мы можем захотеть чего-то, хотя прекрасно знаем, что Бог хочет от нас чего-то совсем другого. Он хочет нашего освобождения от пут невежества, а мы хотим наслаждаться мирской жизнью удовольствий. Но если продолжать молиться и медитировать, то в конце концов нас будет заботить только жизнь-устремление — Ему служить, Его Замыслы исполнять здесь, на земле, и там, на Небесах. И тогда мы совершенно точно обретем покой ума.
— 11 марта 1977 г.
Вопрос: Почему так трудно установить покой ума?
Шри Чинмой: У нас нет покоя ума, поскольку как личность мы считаем себя самым важным человеком на свете. Мы считаем, что, если мы не сделаем того или не скажем этого, мир рухнет или все сейчас же пойдет кувырком. Мы сумеем обрести покой ума, только если сможем осознанно чувствовать, что не являемся незаменимыми. В тот момент, когда мы искренне почувствуем, что без нас можно обойтись, нам никуда не надо будет идти за покоем, ибо покой незамедлительно придет к нам. Если мы чувствуем, что служить миру — это наш долг, это хорошо. Но если мы считаем, что наш долг — просветление мира, и что, если мы этого не сделаем, мир будет полон мрака, то мы никогда не обретем покоя ума. Можно обойтись без меня. Можно обойтись без вас. Нельзя обойтись только без Бога.
Другой легкий путь успокоения ума — почувствовать, что в жизни нет ничего чрезмерно важного. Если мы что-то потеряли, не надо считать, что жизнь кончена. Надо просто постараться почувствовать, что то, что мы потеряли, — не важно. Пусть все и вся на земле покинут нас, лишь бы мы не покинули Бога и Бог не покинул нас. Бог никогда не покинет нас, так как Он — Само Сострадание, и даже если мы будем пытаться изо всех сил, мы не сможем покинуть Бога, потому что Он вездесущ. Так что не стоит беспокоиться и расстраиваться из-за чего бы то ни было на земле. Нет на земле ничего незаменимого, кроме Бога и нашей внутренней мольбы об Истине. Если у нас есть внутренняя мольба, тогда мы обретём Бога. А когда мы сознательно обретаем Бога как своего самого сокровенного, мы обретаем всё.
— 18 мая 1973 г.
Вопрос: Наступит ли когда-нибудь в мире всеобщий мир, если все народы мира не будут устремляться вместе?
Шри Чинмой: Коллективное устремление не может возникнуть в одночасье — это невозможно, да в этом и нет необходимости. Устремление должно быть спонтанным. Вы начнете устремляться, когда пробьет ваш час, а кто-то еще начнет устремляться через два месяца или два года, когда пробьет его час. Каждый день какие-то люди могут достигать совершенства во внутреннем мире, и это будет значить, что данные люди освободились от несовершенства. Больше они не ссорятся и не сражаются. Покой придет в мир из совершенства каждой личности. Когда десять человек достигнут совершенства, это станет коллективным совершенством.
Конечно, идеалом для мира является коллективное устремление. Но мир не готов. Коллективное устремление должно складываться медленно — по одному человеку за раз. Когда определенное число людей установят покой внутри себя и будут готовы внести покой в атмосферу земли, тогда можно будет сказать, что это — коллективное устремление.
— 8 января 1976 г.
Вопрос: Должно ли преобразоваться сознание всех людей земли, чтобы наступил мир во всем мире?
Шри Чинмой: В какой-то степени, действительно, все люди должны радикально измениться, прежде чем можно будет достичь мира во всем мире. С другой стороны, с более глубокой точки зрения, именно мир в мире сможет радикально изменить сознание всех и каждого. Вот на что это похоже. Предположим, у человека большая семья, но он — один из тех очень немногих, кто молится и медитирует. Он получает свет и блаженство, приходящие непосредственно из единого универсального Источника, который является также Источником покоя. Когда этот человек идет и предлагает другим членам семьи свет и блаженство, которые он получил, то он распространяет не что иное, как чистый покой.
Но остальные члены семьи должны хотеть покоя и нуждаться в нем; им надо искренне взывать о нем. Иначе они не будут восприимчивыми, когда низойдет покой. Нисхождения покоя недостаточно, требуется также восхождение устремления. Каждый человек может быть совершенным до некоторой степени, благодаря своему устремлению. В то же время нужно осознавать, что покой нисходит медленно. Когда встретятся Сострадание Свыше и устремление снизу, тогда только наступит мир во всем мире. Это не односторонний процесс; движение и ответная реакция должны быть с обеих сторон.
Предположим, человек очень беден. Ему, конечно, нужны деньги. И тут в его дверь стучится возможность, а он не открывает. Точно так же, каждому из нас нужен покой. Но когда покой нисходит свыше, мы не принимаем его сразу же с радостью и от всего сердца, и возможность исчезает. Так что сначала нам надо почувствовать потребность в мировом покое, а затем надо сделать еще один шаг и принять его, когда он придет. Только тогда во всем мире наступит мир. Но если нам придется дожидаться совершенства каждого человека в отдельности, прежде чем низойдет покой, тогда мир не наступит еще тысячу лет.
— 6 августа 1976 г.