Ребенок всегда чувствует, что его мама и папа позаботятся о нем. Он все время чувствует их защиту, руководство, помощь. Поэтому, естественно, у него есть уверенность в жизни. Ребенок все время остается в сердце и поэтому чувствует, что он может полностью положиться на своих родителей. Он чувствует, что нет ничего, чего родители бы не сделали для него. Если бы он жил умом, он бы сразу же подумал: “Ой, а что, если папа не справится с этим? Вдруг там не будет мамы, чтобы мне помочь”? И тогда он начал бы бояться, сомневаться и беспокоиться.
В духовной жизни, сколько бы вам ни было лет, нужно чувствовать, что есть Кто-то с бесконечно большим светом мудрости, Кто постоянно думает о вас, любит, ведет и защищает вас, и это Бог. И с сердцем ребенка вам нужно положиться на Бога. Только тогда вы получите бесконечный Покой, Свет, Любовь и Блаженство Бога.
Неважно, насколько ученик зрел и умудрен жизнью, он всегда ребёнок в присутствии своего учителя. Как только мы чувствуем, что знаем все и можем все, мы теряем качества детской непосредственности.
В духовной жизни каждый день, каждый час, каждую минуту, каждую секунду мы учимся у нашего Отца — Бога. Если мы будем неизменно по-детски чувствовать, что мы учимся во внутреннем мире, тогда не будет конца нашей способности достигать и обретать Божественность Всевышнего. Мы можем уподобиться ребёнку, зная, что всегда есть чему поучиться, и что есть Бог, чтобы учить нас.
— 2 марта 1973 г.
Вопрос: Мне кажется, что такое чувство легко иметь, если живешь в духовной общине, где все предусмотрено. А как же быть человеку, который живет в миру сам по себе?
Шри Чинмой: Вы абсолютно правы. В духовной общине гораздо легче быть, как дитя, так как там есть Учитель, чью заботу постоянно ощущаешь. Но даже живущий в миру может относиться к Богу, как ребенок. Быть подобным ребенку не означает быть инфантильным. Можно быть простым, искренним и непосредственным в отношениях со сложным миром, не выглядя дурашливым и бестолковым. Мы можем иметь безоговорочную веру в Защиту и Руководство Бога, даже живя и трудясь в обычном мире. Чтобы иметь эту веру, нужно чувствовать, что все, что мы делаем, было дано нам Богом в силу Его бесконечного Сострадания. Именно Он дал нам необходимые способности, чтобы поступить на эту работу и хорошо выполнять своё дело, и если мы лишимся этой работы, Он даст нам способность найти другую. Такая вера, подобная детской, — не глупость, совсем не глупость! Это спонтанная вера ребенка в своих отца и мать. Такое чувство никогда не будет препятствием во внешней жизни.
Если в духовной жизни мы не будем относиться к миру как ребёнок, скорость наша снизится. Только ребенка можно постоянно формировать. Ребенок подобен кусочку божественной глины. Из него легко можно вылепить что-то божественно прекрасное. Если человек будет пытаться сохранить независимость в духовной жизни, он не совершит большого прогресса. Только Один воистину независим. И это — Бог. Чем более зависимыми мы будем от Него, тем быстрее будет наш прогресс. Век человеческой индивидуальности недолог. Как бы мы ни старались сохранить ее, в конце концов нам придется оставить ее, если мы искренне хотим приблизиться к Богу и стать одним целым с Богом. Если мы попытаемся расширить свою человеческую индивидуальность, очень скоро она лопнет, как пузырь. Но наша божественная индивидуальность, которая является всевышней индивидуальностью, уже бесконечно обширна. Она может объять всю нашу человеческую индивидуальность целиком.
— 2 марта 1973 г.
Вопрос: Как осознать существование истины?
Шри Чинмой: Через молитву и медитацию. Пока единственной нашей истиной является это тело, которое мы называем своим собственным. Это тело, которое проживет шестьдесят-семьдесят лет, есть наша жизнь. Но, молясь и медитируя, мы понимаем, что это тело — еще не все наше существо. У нас также есть душа, которая живет вечно. Здесь, на земле, в течение семидесяти лет мы играем определенную роль, а затем покидаем тело и отправляемся на отдых. Через какое-то время мы снова придем на землю, чтобы любить и проявлять Бога.
Как можно вечно сознавать существование того, что есть внутри нас? Мы можем вечно осознавать свое внутреннее существование, свою вечную жизнь, только через постоянную молитву и медитацию.