Шри Чинмой: Когда вы вдыхаете, постарайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее. Высший тип духовного дыхания, который совсем не опасен, — это вдыхать так медленно и спокойно, что, если бы кто-нибудь поместил тончайшую нить перед вашим носом, то она бы даже не шелохнулась. Вдыхая как можно медленнее, чувствуйте, что вы вдыхаете не просто воздух, а космическую энергию. Чувствуйте, что огромная энергия вливается в вас и что вы будете использовать ее для очищения себя: своего тела, витала, ума и сердца. Почувствуйте, что в вашем теле нет ни единого места, которое не было бы заполнено потоком космической энергии. Она течет внутри вас, подобно реке.
Когда вы почувствуете, что все ваше существо омыто или очищено космической энергией, то почувствуйте, что вы выдыхаете из себя весь мусор — все свои небожественные мысли, нечистые действия, мрачные идеи. Чувствуйте, что вы выдыхаете из своего организма все, что называете небожественным, все, что не хотите считать своим. Очень важно, чтобы это дыхание происходило сознательно, а не механически. Иначе оно не будет эффективным.
Традиционная йогическая пранаяма более сложна и систематизирована. Но то, о чем я вам только что рассказал, — это очень эффективный духовный метод дыхания. Вначале нужно будет применить свое воображение, но через некоторое время вы увидите и почувствуете, что это совсем не воображение, а реальность. Вы сознательно вдыхаете энергию, струящуюся повсюду вокруг вас в космосе, и очищаетесь, а затем освобождаетесь от всего небожественного. Если вы сможете дышать таким образом в течение пяти минут каждый день, вы сможете совершать очень быстрый прогресс.
Когда вы достигнете более продвинутой стадии, постарайтесь почувствовать, что ваше дыхание входит и выходит не только через нос. Чувствуйте, что вы вдыхаете и выдыхаете своим сердцем, глазами, порами. Сейчас вы ограничены вдохом и выдохом только через нос или рот. Но настанет время, когда вы осознаете, что любая часть тела способна дышать. Духовные Учителя могут дышать даже с закрытым ртом и носом. Когда вы освоите такого рода духовное дыхание, вы увидите, что Свет Бога, Его Покой и Сила заменят всю нечистоту и невежество.
— 23 марта 1973 г.
Вопрос: Медитировать в позе лотоса лучше, чем в других позах?
Шри Чинмой: Это зависит от человека. Если вы можете правильно вдыхать, вы сможете хорошо медитировать в любом положении. Основное — это держать спину вертикально и прямо и сохранять тело расслабленным. Многие люди прекрасно медитируют, сидя на стуле. А есть многие, которые сидят в позе лотоса, только чтобы пустить пыль в глаза, в то время как их ум где-то блуждает. Нужно осознавать, насколько вы контролируете свой ум. Если вы контролируете свой ум, вы можете медитировать на бегу, даже лежа. Но если у вас нет контроля над умом, тогда лучше сидеть в определенном месте комнаты и держать свое тело, особенно спину, вертикально.
Обычно, когда начинающий вступает на духовный путь, он становится жертвой лени. Медитация — это нечто новое для него, и он, возможно, и не получит удовлетворительного результата сразу. Поэтому ему необходимо как можно быстрее дисциплинировать себя. Но для того, кто уже отведал внутренней пищи — внутреннего света, покоя или блаженства, — нет необходимости подвергать себя этой суровой дисциплине, потому что медитация становится спонтанной. Гуляя, работая в офисе, он будет медитировать на Бога. Когда он будет разговаривать с кем-нибудь, его рот будет функционировать, но разум будет сконцентрирован на Боге. Так что вам судить. Что происходит, когда вы начинаете медитировать? Если ваш ум блуждает, тогда будьте очень осторожны. Если ум не блуждает, если вы знаете, что можете держать поводья, тогда во время медитации совсем необязательно сидеть в позе лотоса.
— 1970 г.
Вопрос: Если медитацию нарушат какие-либо внешние обстоятельства — такие, как шум или что-то непредвиденное, — что лучше: включить это в медитацию или постараться отбросить это и продолжать медитировать?
Шри Чинмой: Каждому ищущему нужно знать свой уровень. Если мы — начинающие, нам следует чувствовать, что все, не являющееся частью нашей медитации, подобно незваному гостю. Мы не должны позволять незваному гостю, чужому, входить в нас и мешать нам. Но если мы очень продвинуты, а во время медитации нам мешает какой-то шум, мы можем войти глубоко в сам звук и постараться ассимилировать его. Если у нас есть такая способность, то в своем собственном сознании мы можем преобразовать сильную и вызывающую атаку чужеродного элемента во внутреннюю музыку, волнующую или захватывающую музыку, которая по-настоящему дополнит нашу медитацию. Но пока мы не развили этой способности превращать мешающий, досаждающий шум в успокаивающую и волнующую душу музыку, нам нужно всегда стараться исключать чужеродные элементы из медитации.