Будет неплохо, если ищущий станет молиться Богу о снах. Сны необходимы, как необходимы все опыты. Но с другой стороны, если мы не видим снов, если у нас нет этих опытов, это не значит, что мы не пригодны для духовной жизни или что осознание Бога не для нас. Есть люди, у которых нет никаких переживаний. Они проклинают себя и думают, что Бог ими недоволен, но это не так.
Есть два пути достижения цели. Один путь — это сознательно идти к ней, шаг за шагом. Мой расчетливый ум скажет, что я должен сделать четыре или пять шагов, чтобы прийти туда: один, два, три, четыре, пять. Если мой физический ум хочет, чтобы на пути к цели его в каждый момент убеждали, тогда я могу сказать, что первый шаг — это опыт, второй шаг — опыт и так далее. Но, с другой стороны, если я знаю, где цель моего назначения, может быть, мне и не обязательно получать постоянные опыты на каждом шагу. Единственное, что мне необходимо, — это достичь цели назначения. Так что я могу просто пойти туда и обнаружить, что Бог меня ждет.
Для некоторых людей сны или внутренние переживания служат подготовительным шагом. Для других они совсем не являются необходимыми. Человеческий ум всегда хочет, чтобы его убеждали. Делая что-либо, он хочет получать радость на каждом шагу. Но если мы будем жить в сердце и душе, нам не нужно будет придавать значение этим опытам и снам. Они не являются необходимыми, потому что Бог готовит нас по-Своему. Если Он не хочет давать нам убеждающие опыты — не беда. Но с другой стороны, если мы будем молить Бога об убеждающих переживаниях или сладких снах, то от такой молитвы также не будет вреда.
В конце концов наступит день, когда мы вознесем Богу высочайшую молитву: “О Боже, если Ты хочешь, то дай мне переживания. Если Ты не хочешь давать мне снов и переживаний, на то Воля Твоя. Лишь сделай меня достойным Твоего Сострадания. А если Ты не хочешь сделать меня достойным Твоего Сострадания, и на то Воля Твоя, поступай со мной, только как Ты того хочешь. Да исполнится Воля Твоя во мне и через меня. Ни о чем другом я не забочусь, кроме как об Исполнении Твоей Воли во мне и через меня”. Когда у нас внутри рождается такая молитва, тогда Бог приходит к нам и говорит: “Не попрошайничай. Не проси снов, не проси переживаний. Прими Меня, саму Реальность”.
— 1970 г.
Вопрос: Что Вы имеете в виду, говоря о безусловном отречении перед Волей Бога, и как можно развить это качество?
Шри Чинмой: Обычно все наши действия обусловлены. В этом мире все строится по принципу: ты мне, я тебе. Мы меняемся вещами равной ценности: мы даем продавцу деньги, а он дает нам то, что нам нужно. Но Бог, у которого есть все в бесконечной мере, всегда дает нам бесконечно больше, чем мы даем Ему. Если мы сделаем что-то для Бога, тогда то, что мы получим от Него, превзойдет все наши ожидания. Если мы станем хоть немного молиться Богу, то дары Бога принесут нам величайшее осуществление. Но приходит время, когда мы начинаем молиться Богу не ради того, чтобы получить что-то взамен, а потому, что чувствуем — это именно то, чего Он хочет от нас. В это время мы становимся Его избранными инструментами и представителями Бога на земле, и мы чувствуем, что мы по-настоящему исполняем Волю Бога так, как Он этого хочет.
Но даже когда мы чувствуем, что исполняем Волю Бога так, как Он того желает, мы делаем это в соответствии со своими очень ограниченными способностями. Только когда мы сознательно почувствуем, что мы ничего не совершаем, а именно Бог все свершает в нас и через нас, то наши способности станут неограниченными. В это время, даже если мы лишь улыбнемся, в этой улыбке будет бесконечная возможность, бесконечная способность.
Пока мы смотрим на Бога как на постороннего. Я один человек, вы другой, а Бог — некто третий. Мы совершенно отдельные существа, и у каждого своя личность. Но придет день, когда мы совершим безусловное отречение перед Волей Бога. Тогда, если кто-то заговорит с нами, мы будем чувствовать, что в действительности это Бог говорит с Богом. Мы будем видеть не только себя, но и каждого человека никем иным как Самим Богом. Но это происходит очень постепенно. Когда мы делаем что-то бескорыстно, то совершаем нечто по-настоящему великое, а для этого нужна большая подготовка. Чтобы развить очень крепкие мускулы, нужно несколько месяцев постоянных упражнений. Развить безусловное отречение — гораздо более трудная задача. Она требует длительной ежедневной тренировки, и эта тренировка заключается в нашей молитве и медитации.