То же самое происходит с медитацией. Если бы вы продвинулись еще немного выше или глубже, вы бы получили свой опыт. Но ваше внимание отвлеклось, или что-то потянуло вас назад. Что-то внутри вас не смогло поддерживать уровень вашего устремления, и сознание упало. Как будто вы поднимались на самую высокую ветку мангового дерева, но неожиданно кто-то позвал вас снизу, и вы забыли о вкусном манго на верхушке дерева и слезли вниз. Вот как это выглядит, когда падает сознание. Но если вы сможете поддерживать свою высоту и не отвечать ни на какой зов снизу, тогда вы достигнете Высочайшего и получите опыт.
Когда вы молитесь и медитируете, представьте, что у вас внутри велосипед. Когда едешь на велосипеде, нужно все время крутить педали, иначе перестанешь двигаться вперед и просто упадешь. Во время медитации нужно все время устремляться, иначе вы упадете. Нельзя останавливаться ни на мгновение. В духовной жизни должно быть постоянное движение. Либо вы двигаетесь вперед, либо назад. Если вы попытаетесь оставаться в неподвижности, невежество мира потянет вас назад, к отправной точке.
Когда вы устремляетесь, нужно в каждый момент стараться осознавать, что то, в чем вы нуждаетесь, — не успех, а прогресс, прогресс, прогресс. Прогресс сам по себе является активной формой успеха. Если, начиная медитировать рано утром, вы думаете: “Сегодня я должен получить высочайший опыт, иначе я буду чувствовать себя несчастным”, — тогда вы совершаете ошибку. Если вы будете взывать об успехе, то Бог может даровать вам опыт, который вы назовёте успехом. Но Он не будет использовать вас как Свой божественный инструмент, потому что вы пытаетесь получить что-то от Него. Но если взывать только о возможности и привилегии стать Его инструментом, чтобы служить Ему так, как Он того желает, тогда Бог, несомненно, дарует вам прогресс, который нужен вам, чтобы исполнить Его Волю.
Если вашей целью является получение опыта, то до тех пор, пока вы действительно не достигнете высоты, на которой сможете получить этот опыт, пожалуйста, продолжайте интенсивно устремляться. Но если ваша цель — стать инструментом Всевышнего, если вы заботитесь только о прогрессе, тогда вы обязательно получите все опыты, которые Бог приготовил для вас, даже если вы не подниметесь на вершину дерева. Сейчас вы сами пытаетесь подняться на большую высоту, чтобы получить опыт. Но Богу очень легко принести плод вниз и дать его вам, если такова будет Его Воля. Так что, если вы сможете порадовать Бога, даже оставаясь у подножия дерева, Бог поднимется на дерево вместо вас и принесет этот опыт вниз.
— 28 сентября 1973 г.
Вопрос: Какова разница между движением ввысь и движением вглубь во время медитации?
Шри Чинмой: Существует большая разница в методах медитации, хотя в конце концов высота и глубина становятся едины. Когда мы хотим погружаться вглубь в медитации, мы начинаем своё путешествие с духовного сердца. Оттуда “вглубь” означает не “вниз” или “назад”, а “внутрь”. Нужно чувствовать, что мы углубляемся или погружаемся глубоко, глубоко, глубоко внутрь своего сердца. Это выглядит не так, будто мы копаем, углубляясь вниз, у себя под ногами. Нет! Ниже колен начинается план бессознательного. Погружаясь вниз, мы достигаем не духовной глубины, а только низких, более низких, самых низких планов сознания. Духовное сердце бесконечно, так что нашему движению вглубь нет предела. Мы никогда не сможем погрузиться слишком глубоко; мы никогда не сможем достичь границ духовного сердца, потому что оно воплощает безбрежную вселенную, и, в то же самое время, оно больше и обширнее вселенной.
Когда во время медитации мы хотим подниматься ввысь, наше направление — вверх. Наше устремление поднимается вверх; мы поднимаемся, бесстрашно поднимаемся к Высочайшему. Мы должны пройти через ум и через тысячелепестковый лотос на макушке головы. С другой стороны, расстояние бесконечно. Нет конца нашему путешествию ввысь, потому что мы путешествуем в Бесконечности. Мы поднимаемся к постоянно превосходящему себя Запредельному. Используя термины для обозначения расстояний, и ввысь, и вглубь — это бесконечные путешествия к одной Цели, Всевышнему.
Однако мы не можем подняться ввысь, используя только ум. Нужно выйти за пределы ума и вновь войти в сферу духовного сердца. Область духовного сердца бесконечно выше и обширнее, чем область самого высшего разума. Область сердца находится далеко за пределами ума. Сердце безгранично во всех направлениях, так что в сердце присутствуют и высота, и глубина. Чем выше мы сможем подняться, тем глубже мы сможем погрузиться. И, с другой стороны, чем глубже мы сможем погрузиться, тем выше мы сможем подняться. Это происходит одновременно. Если мы сможем очень сильно медитировать, тогда мы обязательно почувствуем, что и поднимаемся очень высоко, и погружаемся очень глубоко. Высочайшая высота и глубочайшая глубина вместе находятся в духовном сердце. Высота и глубина идут бок о бок, но они действуют соответственно в двух различных измерениях. Но если человек может подниматься очень высоко в медитации, то он также обладает способностью погружаться очень глубоко. Это вопрос выбора.