Вопрос: Почему религии не любят и не уважают друг друга в большей мере?
Шри Чинмой: Они не любят и не уважают друг друга в большей мере именно потому, что способности их сердца ограничены. Они не заботятся об универсальности сердца; они заботятся лишь об индивидуальности своего существования. Если бы они смогли почувствовать универсальность, обитающую в сердце, то все религии автоматически обрели бы неизменную любовь и уважение друг к другу.
Вопрос: Если каждая религия считает, что она учит истине, то какая же религия к истине ближе всего?
Шри Чинмой: Каждая религия не только претендует на истину, но действительно учит истине. Однако простого обучения или проповедования истины недостаточно. Религия должна жить этой истиной и вывести на передний план живое дыхание и свет реальности истины. Религия, которая живет истиной во всех ее аспектах — в ее высоте и глубине, в ее универсальности и трансцендентности, — именно эта религия наиболее истинна. Религия, которая воплощает высочайшую истину любви и единства и живет этой истиной, — самая значительная, самая важная и необходимая религия.
Вопрос: Если человек обладает огромной верой в свою религию, как ему относиться к другим религиям и их приверженцам?
Шри Чинмой: Имея огромную веру в свою религию, следует культивировать такую же веру в другие религии, поскольку все религии важны в Глазах Бога. Только не нужно пытаться следовать всем религиям. Религия подобна дороге. Если, двигаясь к своему предназначению, человек попытается идти по всем дорогам, его прогресс будет очень медленным. Сейчас он на одной дороге, в следующий момент он на другой дороге, а еще позже — на третьей дороге. Каждый раз, меняя дорогу, чтобы достичь цели, он, естественно, теряет время. Итак, каждая религия по-своему истинна, но идти нужно по пути своей собственной религии — вот что нужно чувствовать.
Вопрос: Возможно ли взаимное понимание и уважение между различными религиями мира?
Шри Чинмой: Это не только возможно, но осуществимо и неизбежно. Если нет взаимопонимания, то не может быть никакого уважения; если нет взаимного уважения, то не может быть никакого взаимопонимания. Взаимопонимание и взаимоуважение идут вместе. Различные религии могут жить вместе в постоянной гармонии только в том случае, если есть взаимопонимание и взаимоуважение.
Каждая религия должна осознать, что для того, чтобы быть полной, совершенной и цельной, ей надо чувствовать свое присутствие в сердцах всех остальных религий. Равно как и другие религии тоже должны чувствовать присутствие этой религии. Каждая религия должна чувствовать свое присутствие в сердце других религий. Каждая религия также должна чувствовать, что она является лишь ветвью, а не всем деревом. Дерево — это Бог, или Истина. Некоторые религии не верят в Бога, или им трудно раскрыть существование Бога, но они верят в существование Истины. На Земле нет такой религии, которая не верила бы в существование Истины. Так что, если религия верит в существование Истины, этого более чем достаточно. Это существование Истины есть дерево Реальности жизни на Земле. Если Реальность является деревом, тогда, естественно, она будет иметь несколько ветвей, и каждая ветвь — это отдельная религия.
Вопрос: Каким образом мы как отдельные личности можем способствовать всемирному признанию основополагающего единства всех главных религий?
Шри Чинмой: Существует только один способ, которым мы можем способствовать всемирному признанию основополагающего единства всех главных религий. Прежде всего, мы сами как отдельные личности должны стать совершенными. Если мы начнем по-настоящему любить Бога и все время будем служить Богу в человечестве, то наше совершенство будет поддерживать и вдохновлять других становиться совершенными. Когда мы станем совершенными, наше совершенство автоматически распространится на последователей других религий. Если мы сможем стать совершенными, то не имеет значения, какой религии мы принадлежим, — наше совершенство будет распространять аромат цветка божественности, предназначенного для того, чтобы каждый мог любоваться им и превращаться в него. Когда все превратятся в цветок божественности, тогда каждый увидит и почувствует основополагающее единство всех религий, заключенное в их поклонении высшей Истине в жизни.
Вопрос: Чем индуизм отличается от дзен-буддизма?
Шри Чинмой: Индуизм — это корень. Из индуизма появился буддизм, а из буддизма — дзен. Можно сказать, что индуизм — это дедушка, буддизм — это отец, а дзен — сын. Давайте думать об индуизме как о вечной религии или о такой форме самодисциплины, которая позволит нам однажды почувствовать безграничную радость, покой и любовь. Когда мы думаем о буддизме, немедленно на ум приходит аспект сострадания реальности. Мир крайне нуждается в сострадании; все мы существуем на Земле благодаря нашему взаимному состраданию. В дзен главное — осознание. Мы должны полностью, сознательно и постоянно отдавать себе отчет в том, что мы делаем, что видим и чем становимся. Когда мы медитируем, мы осознаем это; когда мы едим, мы осознаем это; когда мы разговариваем с другом, мы осознаем это.