Миссис Ноэми Кованда: Существует ли какая-то особая медитация, с помощью которой я могла бы принести пользу своему мужу?
Шри Чинмой: Вы, без сомнения, можете концентрироваться и медитировать для Вашего мужа и для себя. Для своего мужа Вы можете концентрироваться и медитировать в своей голове или в сердце, или прямо между бровями, немного выше, то есть на третьем глазе. Вы можете делать то, что получается естественным путем. Рано утром, когда он собирается на работу, было бы хорошо, если бы Вы могли концентрироваться на нем. Сила Вашей концентрации войдет в него и будет помогать ему на протяжении дня. Он делает так много важного и не может все время сильно концентрироваться. Так что, когда суета политического мира проникает в него, с помощью силы концентрации, которую Вы ему предлагаете, он сможет очень сильно концентрироваться и очень интенсивно фокусировать свое внимание на том, что он делает.
Затем, в конце дня, когда он возвращается домой усталый и истощенный, внося с собой в квартиру весь политический мир, в это время Вы можете медитировать на то, чтобы в него вошел покой. Когда он отчаянно пытается выбросить политику из головы и хочет только любви от своей жены и ребенка, в это время помедитируйте на покой для него. Тогда нет политики, нет ума; всё — одно лишь сердце. Итак, концентрация нужна, чтобы помогать ему днем в офисе, а медитация нужна, когда он возвращается домой, чтобы он мог обрести со своей семьей весь покой, всю любовь и всю радость.
Миссис Ноэми Кованда: Мне очень трудно молиться о чем-либо, кроме здоровья, потому что здоровье настолько важно. Я чувствую себя эгоисткой, когда молюсь о чем-то еще.
Шри Чинмой: Вы поступаете абсолютно правильно. Молясь о здоровье, Вы молитесь не только о физическом теле, но также об уме, витале, сердце и всем остальном. Если у Вас не очень хорошее здоровье, если Вы страдаете от головной боли или от расстройства желудка, или от какого-нибудь еще заболевания, как же Вы сможете быть счастливой? Ум будет занят только болью; сердце будет разрываться. Самое лучшее — это прежде всего молиться о здоровье. Затем Вы можете молиться о других вещах, которые бы хотели иметь.
Миссис Ноэми Кованда: Следует ли мне молиться в безмолвии или вслух?
Шри Чинмой: Молиться вслух всегда лучше. Если Вы говорите вслух: “О Боже, пожалуйста, благослови меня добрым здоровьем. Даруй мне любовь, радость и покой”, тогда Ваш физический ум будет убежден.
Молясь, Вы используете слова: “О Боже, дай мне то, даруй мне это. Сделай для меня то, сотвори для меня это”. В это время Вы можете говорить довольно быстро — так же, как мы разговариваем сейчас. Молитесь достаточно громко, чтобы слышать себя, а также со своей нормальной речевой скоростью. Но что касается медитации, постарайтесь, чтобы не было совсем никаких слов или мыслей; постарайтесь сохранять ум пустым. Каждую мысль или идею, входящую в ум, следует заставить замолчать. Если в Вас очень быстро проникает поток мыслей и Вы не в состоянии остановить его, попытайтесь, по крайней мере, замедлить его. В конце концов, Вы постараетесь его успокоить. Также, чтобы сделать ум более безмолвным, будет хорошо, если Вы сможете представить себе что-нибудь очень спокойное, такое, как огромное небо ранним утром или заходящее солнце вечером. Вы можете также попытаться почувствовать, что находитесь на дне моря или на вершине горы в Гималаях.
Когда Вы молитесь, Вы говорите с Богом, а Бог слушает Вас. Когда Вы медитируете, Бог говорит, а Вы слушаете. Когда Вы молитесь, Ваша молитва поднимается все выше и выше. Затем, когда Вы медитируете, Свет, Любовь и Покой Бога входят в Вас. Таково различие между молитвой и медитацией.
Существует также еще одно различие. Когда вы молитесь, постарайтесь чувствовать себя совсем беспомощной. Вам нужно молиться, подобно нищей, просящей подаяния: “Боже, дай мне то-то”. И нужно искренне чувствовать, что Вам жизненно необходимо то, о чем Вы молитесь. Нужно чувствовать, что весь Ваш мир рухнет, если Вы не получите этого. Пока Ваша молитва не исполнится, Вы будете абсолютно беспомощной.
С другой стороны, когда Вы медитируете, нужно чувствовать, что Вы — любимая дочь Бога, обладающая бесконечным богатством в своем сердце. Медитируя, Вы выводите на передний план свою собственную божественность и внутреннее богатство: свой собственный внутренний покой, внутреннее блаженство, внутреннюю любовь, внутреннюю радость. Вы не придумываете эти вещи; они принадлежат Вам, и Вы открываете их.