Поэтому жизнь желания, жизнь удовольствия — это негативный подход. Позитивный подход — то, что мы называем жизнью устремления. Устремление — это внутренний зов, который дает вам почувствовать, что вы пришли из Бесконечности, что вы — в Бесконечности и что вы — для Бесконечности. Устремление дает вам почувствовать, что вы воплощаете и всегда будете воплощать покой, свет и блаженство. Это ваши вечные ценности; вам только надо вывести их на передний план. В настоящий момент внутри вас есть Некто по имени Бог, но вы не осознаете Его. Если у вас есть устремление, это значит, что вы пытаетесь осознанно почувствовать Бога.
У каждого человека есть друг и враг. Если человек устремляется, он чувствует, что желание — его враг, а устремление — его друг. Если он не устремляется, он чувствует, что желание — его друг, а устремление — враг. В начале своего путешествия он знаком только с желанием. Даже если оно не исполняет смысла его существования, он осознает его присутствие в своей жизни, в то время как устремление является чуждым для него. Поэтому он чувствует, что желание — его друг. Но приходит время, когда он понимает, что его истинный друг — устремление. Сперва он, возможно, считает, что жизнь устремления не предназначена для него, потому что он не вел духовной жизни с самого начала. Но я хотел бы сказать, что он совершает большую ошибку. Устремление — для него, осознание — для него. Только он должен принять их как свою неотъемлемую часть.
До принятия духовной жизни вы думали, что жизнь невежества, жизнь удовольствий была правильной жизнью. Вы оглядывались кругом и видели, что все ведут ее. Поэтому вы говорили: “Если мои друзья, мои соседи и все прочие — все в одной и той же лодке, тогда я не хочу быть исключением”. Но теперь вы восприняли внутренний зов, высший зов. Для вас настало время следовать чему-то другому, делать что-то другое. Поэтому теперь вы погружаетесь в море устремления, чтобы извлечь свое настоящее внутреннее сокровище.
— Май 1978 г.
~*~*~
Вопрос: Я хотела бы перестать замечать ошибки у других, но иногда работа, которую мне приходиться делать, к примеру, корректура, требует поиска ошибок у других.
Шри Чинмой: Когда вы что-то делаете, надо держать в уме главную цель, которая есть совершенство. Для многих видов деятельности совершенно необходимо работать с другими людьми, чтобы достичь этой цели. Если ваша работа в группе — корректура, то вы не стараетесь придираться к другим или обнаруживать их ошибки. Вы просто делаете свою часть работы, помогая группе достичь совершенства. Другие члены команды сделали, что могли, а теперь вы делаете то, что можете. Только в такой командной работе можно достичь совершенства.
Скажем, вы корректируете речь. Если машинистка сделала несколько ошибок или выступающий сделал ошибки из-за недостатка концентрации внимания, тогда, естественно, вы сделаете все возможное, чтобы исправить речь. Вы не ищете ошибок в работе других людей специально. Но если, выполняя свою собственную работу, корректуру, вы ясно видите, что были допущены ошибки, то ваш долг — исправлять их.
Когда вы подходите к реальности, принявшей в настоящий момент форму ошибки, именно ваше отношение имеет первостепенное значение. Вам надо осознавать, стараетесь ли вы продемонстрировать свои исключительные умственные способности или вы пользуетесь силой своего сердца-единства, чтобы добиться совершенства. Если, пользуясь сердцем-единством, вы чувствуете, что работаете с другими в группе, стремясь к одной и той же цели-совершенству, тогда вы поступаете совершенно правильно. Вы не критикуете и не ищете ошибок в достижениях других, вы просто вместе со всеми работаете для достижения совершенства. Если вы найдете ошибку, то не имеет значения, ваша эта ошибка или другого человека. Неважно, грубая это ошибка или незначительная. Ошибка есть ошибка, и ее надо исправить. Мы все — враги несовершенства, и вместе мы постараемся исправить все, что требует исправления, и довести дело до совершенства.
Это — правильное отношение, и не только когда мы работаем с другими, но также и когда имеем дело с собственной жизнью. В собственной жизни надо искренно и преданно стараться совершенствовать свою природу с помощью устремления сердца и внутреннего зова. К несчастью, вместо попыток увеличить свое устремление мы иногда придаем слишком много значения своим недостаткам. Давайте отнесемся к ошибкам, исходящим из непросветленной части нашей природы, как к темноте. Если мы всегда будем думать о темноте, то никогда не придем к свету и не сможем взывать к свету. Если сфокусировать внимание на ошибках и слабостях, мы только впадем в уныние и гнев на себя и никогда не придем к совершенству.
Так что давайте молиться и медитировать для просветления темноты ума и преобразования несовершенства нашей природы. Давайте взывать к свету Свыше, чтобы он низошел в нашу несовершенную природу и просветлил и преобразовал все наши недостатки, слабости и ошибки. Когда они наконец будут преобразованы, тогда их можно будет использовать для проявления божественных реальностей внутри себя.
— 7 февраля 1992 г.