Если небожественные силы проникнут в вас и вы будете наслаждаться витальными мыслями, то через час или два вы встанете с постели и заплачете. Когда душа выйдет на передний план, вы скажете: “Что я наделал? Моей первой ошибкой было то, что я не встал рано утром. А потом я сделал вторую ошибку — я потакал витальным мыслям”. Вот что случается с духовной жизнью многих ищущих. Поэтому я всегда советую поступать правильно с самого начала. Медитируйте рано утром. Если после медитации вы не почувствуете себя очень счастливым, если вам покажется, что покой не низошел на вас, просто предложите этот опыт Богу. Само это предложение и будет вашим удовлетворением.
— 18 июля 1978 г.
Вопрос: Как можно получить удовлетворение прямо сейчас?
Шри Чинмой: Нужно делать самое важное в первую очередь. У кого есть удовлетворение? Кто является удовлетворением? Бог. Если мы будем молиться Богу и медитировать на Бога, удовлетворение будет в нашем распоряжении. Погрузившись внутрь, мы увидим, что там всегда есть удовлетворение.
— Апрель 1978 г.
Вопрос: Каково духовное значение равновесия?
Шри Чинмой: В духовной жизни равновесие имеет огромное значение. Если результат действия поднимает наше сознание, мы чувствуем, что бежим к назначенной Цели. Когда внутренний зов возносит нас к высочайшим высотам, все наше существо становится морем восторга. Но если мы не достигаем такого успеха, это не значит, что мы не бежим к Высочайшему. Иногда поражение может обернуться скрытым благословением или реальностью, которая тайно готовит нас к тому, чтобы бежать быстрее всего. Если небожественные мысли наводняют ваш ум, чувствуйте, что они подобны проплывающим облакам. Вскоре они исчезнут, и внутреннее солнце снова выйдет на передний план. Только сохраняя внутреннее равновесие и не предаваясь грусти или депрессии, можно совершить быстрейший прогресс. Для того, чтобы сделать сердце восприимчивым, нужна безмятежность ума. Для того, чтобы достичь истинного удовлетворения, необходимо равновесие.
— 18 июля 1978 г.
Вопрос: Как можно достичь большей чистоты?
Шри Чинмой: В жизни ищущего нет ничего важнее чистоты. Каждый день ищущему следует призывать чистоту или медитировать на нее. Существует хороший способ призвать чистоту — повторяя мантру; и нет лучшей мантры, чем “Бог” или “Всевышний” (“Supreme”). Если вы практикуете духовное дыхание, можете повторять “Бог” или “Supreme” [Суприм] на каждом вдохе и выдохе семь раз. Если не можете семь раз, повторяйте три раза. Каждый раз, вдыхая и повторяя “Supreme” три или семь раз, вы будете чувствовать, что приносите свыше в свой физический организм вселенскую чистоту. А выдыхая, вы будете чувствовать, что изгоняете из себя все нечистые мысли и все невежество. Это в значительной мере поможет вам.
— 11 августа 1978 г.
Вопрос: Какие бывают наихудшие виды нечистоты?
Шри Чинмой: Наихудший вид нечистоты — это негативные мысли. Когда вы нечисты, вы думаете: “Я не могу поступать правильно. Я не могу думать о Боге или медитировать на Бога. Я не могу видеть Свет или Истину”. Сомнение в себе, неискренность и ощущение собственной недостойности — всё это виды негативного мышления. Все эти негативные качества порождаем в себе мы сами.
Всегда следует воспринимать свет с положительной точки зрения. Если я говорю: “У меня нет вообще никакого света. Все, что у меня есть, это темнота”, — то я не только дурачу себя, но и копаю себе могилу. Если я буду чувствовать, что я полон одной темноты, я даже не буду пытаться идти к свету. Если я буду постоянно думать: “Я нечист, я неискренен”, то я на самом деле стану нечистым и неискренним. Но если я почувствую, что у меня есть свет или чистота, только в очень малом объеме, то, по крайней мере, есть надежда увеличить его. Поэтому всегда лучше использовать положительный подход.
Когда человек говорит: “Я нечист”, очень часто у него есть задняя мысль. Он чувствует, что он хоть чуть-чуть лучше, чем его друг или сосед, или еще кто-нибудь. Проявляя ложную скромность, он старается убедить остальных в том, что он искренен. Но все, что он делает, — это проявляет свою неискренность. С другой стороны, если обычный человек говорит, что обладает бесконечной чистотой и безграничным светом, то это тоже неискренность.