Вопрос: Что важнее — политические отношения между Востоком и Западом или экономические отношения между Севером и Югом?
Шри Чинмой: И то, и другое одинаково важно. Если Восток и Запад не объединятся, если они будут придерживаться различных взглядов, то это будет катастрофой не только на ментальном плане, но и на витальном и физическом планах. Так что политические отношения между Востоком и Западом — вопрос чрезвычайной важности. С другой стороны, экономические отношения между Севером и Югом равным образом важны. Если Север и Юг не поделятся друг с другом своими экономическими достижениями, это тоже станет ужасной катастрофой на ментальном, витальном и физическом плане.
В обоих случаях то, что нам нужно, — это чувство благожелательной заботы, любви и единства. В отношениях между Востоком и Западом величайшее значение имеют политические реальности. В отношениях между Севером и Югом чрезвычайно важны экономические реальности. Политическая реальность одного полушария не должна стремиться подчинить себе политическую реальность другого полушария. С другой стороны, страны Севера и Юга должны осознать, что могут обрести удовлетворение, только когда экономически высокоразвитые страны предложат свое богатство экономически слаборазвитым странам, и когда слаборазвитые страны примут это богатство с благодарностью, а не потребуют как должное.
Вопрос: Ядерное оружие и ядерная энергия — это очень опасные вещи. Как Вы к ним относитесь?
Шри Чинмой: Ядерное оружие и ядерная энергия — это очень опасные вещи. В настоящее время их используют в разрушительных целях, особенно ядерное оружие. Но кто же их творец? Человек — творец ядерного оружия и ядерной энергии. С другой стороны, надо осознавать, что человек-творец — также создание Всевышнего Творца. За долю секунды Всевышний Творец может превратить разрушительный ум индивидуальности в любящий и вселенский ум.
Именно деятельность ума либо сохраняет человечество, либо уничтожает его. Если Всевышний хочет действовать через человеческий ум, то опасные изобретения человечества не должны и не могут оставаться опасными. Ибо есть сила бесконечно более великая, чем эти опасные орудия, и эта высшая, величайшая сила — Божье Сострадание к Своим детям. Когда Бог пользуется Своим величайшим оружием — Состраданием, то никакое человеческое изобретение, каким бы опасным оно ни было, не может противостоять ему.
Божье Сострадание и Бог-Сострадание — всегда для человечества. Сначала Бог посылает Своего представителя, которым является Сострадание. Затем, если Он видит, что у Его представителя недостаточно силы, чтобы разрешить проблему, тогда Он приходит Сам в форме Бога-Сострадания. Но в большинстве случаев Силы-Сострадания Бога более чем достаточно, чтобы спасти мир от надвигающихся кризисов.
Вопрос: Как человек, предлагающий служение миру, должен относиться к диктатуре, навязыванию чужой воли и ограничению личных прав и свобод? Следует ли отказаться от всяких контактов с диктатурой или пойти на компромисс в надежде на ее эволюцию?
Шри Чинмой: Человек, предлагающий служение миру, никогда не пойдет на компромисс. Смысл его жизни — в одухотворенной и бесстрашной борьбе с диктатурой, навязыванием чужой воли и ограничением личных прав и свобод. Компромисс никак не может быть ответом. Когда мы идем на компромисс с тьмой и невежеством, это становится товариществом: половину вкладывает невежество, и половину — свет. В это время тьма будет править половиной мира. Та половина, которую дает невежество, несет лишь разрушение и должна подвергнуться полному преобразованию. Весь мир невежества должен прийти и найти прибежище в свете.
Так что между истиной и ложью, между Богом и Сатаной, между светом и тьмой не может быть компромисса. Если вы идете на компромисс с тьмой и надеетесь, что в процессе эволюции тьма в конце концов превратится в свет, то, я уверяю, — это ложная надежда. Тьма не изменится; она никогда добровольно не уступит свету. Именно сила света, сознательно действующая во тьме и через тьму, должна вынудить тьму сдаться, себе же во благо.
~*~*~
Вопрос: Каким образом нация может внести наилучший вклад в развитие всего мира?
Шри Чинмой: Каждая нация должна чувствовать, что есть только одна всемирная нация и одна всемирная семья. Нужно чувствовать, что мы — не только от Единого, но и для Единого. Поскольку Источник — один, это значит, что конец тоже один. Когда мы говорим, что мы — от Единого, но для многих, мы сразу же создаем себе проблемы. Сказав “многие”, мы чувствуем, что есть много различных умов, много разных подходов и много реальностей; мы можем потерять чувство единства. Но если сказать, что мы — от Единого и для Единого же, то проблем не будет.