Но пока мы продолжаем молиться и медитировать, наши внутренние способности будут все увеличиваться до тех пор, пока мы не превратимся во что-то бесконечное и безграничное. У нашей внутренней силы, внутреннего света и внутреннего богатства нет предела. Для души в нас не существует никаких границ. Покой, свет и блаженство можно увеличивать в бесконечной мере. Так что вечный прогресс и бесконечный покой, свет и блаженство — вот то, чего мы можем ожидать от духовной жизни, в то время как всё, чего можно ожидать от хатха-йоги или какой-либо другой формы физической культуры, как бы верно и преданно ей ни следовали, — это хорошая физическая форма на время.
— 1975 г.
Вопрос: Как может человек жить вечно?
Шри Чинмой: Нужно знать, что мы подразумеваем под человеком. Если мы подразумеваем физическое тело, тогда жить вечно невозможно. Пять элементов, составляющих физическое тело, не вечны. Если кто-то отождествляет себя только с физическим телом, тогда бессмертия, естественно, быть не может. Если же он отождествляет себя с душой, тогда он знает, что он бессмертен. Тело умрет, но если говорить о сознании, которое есть у каждого человека и которым внутренне является каждый человек, то человек вечен и бессмертен.
— 21 апреля 1976 г.
Вопрос: Что же такое, в сущности, просветление?
Шри Чинмой: Просветление — это наше сознательное осознание души. Просветление — это наше осознанное видение Реальности, которая будет проявлена. Просветление — это возможность, преобразованная в практичность. Просветление подобно божественной Волшебной Палочке Бога. Обычный волшебник использует свою волшебную палочку для того, чтобы превратить один предмет в другой. Но когда Бог использует Свое Просветление, конечное земное сознание сразу же входит в Бесконечное и становится этим Бесконечным.
Просветление — это первое осознание человечеством всемогущей Силы, безграничного Сострадания, бесконечного Света и совершенного Совершенства Бога. Именно наше просветление дает нам почувствовать, чем в действительности является Бог. До просветления Бог существует для нас в теории; после просветления Бог становится практикой жизни. Таким образом, просветление есть та божественная волшебная сила, позволяющая нам увидеть Реальность, что некогда была лишь воображением. Когда в человеке зарождается просветление, Бог уже больше не просто обещание, а фактическое достижение.
Просветление может быть в уме, и оно может быть в сердце. Когда ум обретает просветление, мы становимся Избранниками Божьими. Когда сердце обретает просветление, мы становимся Гласом Божьим. Здесь, в физическом мире, ум получил значительное развитие. Поскольку человек развил свой интеллект, он стал превосходить животных, ибо уровень интеллекта выше, чем уровень физического и витала.
Человек развил способности ума, но не развил способности сердца, а они намного больше, чем можно себе представить. Когда мы разовьем в своем сердце уникальное чувство того, что мы — из высочайшего Видения Бога и для совершенного проявления Бога, тогда в нашу жизнь войдет просветление.
— 26 января 1973 г.
Вопрос: Что Вы подразумеваете под совершенством?
Шри Чинмой: Мое ощущение совершенства не должно и не может быть таким же, как ваше чувство совершенства. Каждому нужно определять совершенство в соответствии со своей собственной восприимчивостью и своим собственным осознанием истины. Но, как бы мы ни определяли совершенство, оно всегда должно включать одно: удовлетворение. А то, что всем дает удовлетворение, — это прогресс, суть которого есть не что иное, как самопревосхождение. По-моему, совершенство — это самопревосхождение; совершенство — это постоянный прогресс, который все время превосходит себя. Именно в самопревосхождении можем мы получить истинное удовлетворение. А там, где есть непрерывное удовлетворение, сияющее удовлетворение, просветляющее удовлетворение, нам нужно знать, что это — совершенство. Совершенство — в удовлетворении, которое сияет и растет в наших сердцах.
— 18 марта 1977 г.
Вопрос: Как можно внести достаточно совершенства в свою собственную жизнь и в этот мир, чтобы по-настоящему чувствовать удовлетворение?
Шри Чинмой: Совершенство тела заключается в его сознательном осознании вечно прогрессирующей Истины. Совершенство витала заключается в принятии им Истины в динамической форме. Совершенство ума заключается в принятии им безбрежного, Бесконечного как части самого себя. Совершенство сердца заключается в его одухотворенном единстве с плачем земли и Улыбкой Небес. Для того, чтобы достичь полного совершенства, нам необходимо достичь совершенства в теле, витале, уме и сердце.