— 1970 г.
Вопрос: Мы повсюду слышим о войнах и конфликтах. Я бы хотел узнать, являются ли все эти конфликты частью божественного промысла?
Шри Чинмой: Иногда жизнь — божественная Игра, это правда; в каждом человеке добро и зло выходят на передний план, и в конце добро побеждает. С другой стороны, существует такая вещь, как нападение небожественных сил изнутри или извне. Когда вы уйдете отсюда, кто-нибудь может подойти и выхватить у вас кошелек. Неужели ваша карма или какой-то ваш плохой поступок явился причиной того, что вас ограбили? Отнюдь! Вы молились, вы медитировали, вы все делали правильно. Но вокруг нас много небожественных сил, и, какими бы духовными или божественными мы ни были, они на нас нападают. Поэтому нам надо молить Бога о постоянной защите.
Что касается современной политической ситуации: в намерения Божественного не входит развязывать борьбу сил ради того, чтобы из зла появилось добро. Временами мы говорим, что идет божественная Игра; что Божественное и небожественное играют, и в конце концов Божественное побеждает. Но в настоящее время это не так. Современные войны не являются промыслом Бога; они — порождение человеческих слабостей.
— 26 октября 1973 г.
Вопрос: Что такое Бог? Где Он?
Шри Чинмой: Бог везде. Но если мы Его не видим или не чувствуем в своем сердце, то не сможем Его увидеть нигде. Сначала надо увидеть Его внутри себя и говорить с Ним в сердце. Если мы сможем это сделать, только тогда мы сможем видеть Бога в других местах. Если Бога нет в сердце, то мы не сможем говорить с Богом или общаться с Богом где-либо еще.
Что такое Бог? Бог одновременно имеет форму и не имеет ее. Он — чистая энергия без начала и конца; в то же время Он — самая сияющая форма. Это зависит от того, как ищущий хочет видеть Бога. Один человек, может быть, захочет видеть Бога в форме человека, но абсолютно божественного, всевышнего, совершенного. Он чувствует, что если Бог появится перед ним, имея форму, то ему будет легче узнать или постичь Бога. Поэтому ему нравится видеть личного Бога. Но, с другой стороны, если человек говорит, что хочет выйти за пределы личного Бога, за пределы формы, за пределы двойственности и всегда пребывать в бесконечном покое, свете и блаженстве, это тоже возможно. И тот же самый ищущий, утром моливший о том, чтобы увидеть Бога, имеющего форму, вечером может молить о Боге как о не имеющей формы, бесконечной энергии.
— 3 октября 1975 г.
Вопрос: Почему нужно посвящать своё время Богу?
Шри Чинмой: Человек посвящает своё время Богу, потому что видит, что Бог, в отличие от него самого и других, — суть вещей. Он — начало и Он — конец. Он — то; Он — это. И в то же время Он превосходит то, чем вечно является.
Бог пронизывает всё; Он везде. Что бы мы ни делали, что бы ни говорили, чем бы мы ни становились, — все это не что иное, как расширение Его Реальности-Существования. С самого начала мы должны знать, что существует Он один. Именно потому, что существует Он один, — что бы мы ни делали, мы знаем, что наше действие вызвано Им и в Нем же обретет результат. И не только это; Он — именно Тот, кто действует в нас и через нас. Наше действие обретает смысл, наши способности возрастают, а наше осознание укрепляется только потому, что Он существует, Он есть. Значит, сознательно или неосознанно, радостно или печально, Бог непременно должен появиться на сцене.
— 31 октября 1975 г.
Вопрос: Что Вы думаете о человеке, являющемся атеистом?
Шри Чинмой: Мы называем человека атеистом, потому что он утверждает, что Бога нет. Я говорю — Бог есть, а он говорит: “Бога нет, Бога нет, Бога нет!” Дойдя до такой крайности, он увидит, что его негативное чувство само по себе является формой положительного чувства. Впадая в крайность, он говорит, что нет ничего. Но то, что для него — ничто, для нас — кое-что; и это самое мы называем Богом.
Иногда небо затянуто тучами и не видно ни луны, ни звезд. Мы знаем, что, когда эти тучи рассеются, мы сразу же сможем увидеть луну и звезды. Но атеист не может видеть то, что за тучами.