Все начинается именно во внутреннем мире. Именно во внутреннем мире мы сеем семена. Если мы посеем семена мира и любви, естественно, когда они прорастут, появится дерево мира и любви. Но если мы не посеем семени, то откуда взяться растению или дереву? Неоткуда! К несчастью, не все мы молимся о покое. Мы молим о радости, о личном удовлетворении или об исполнении какого-то конкретного желания. Но есть одно желание или устремление, которое присуще всем, и это желание покоя.
Тот покой, который мы пытаемся получить из внешнего мира, вовсе не является покоем, это только временный компромисс. Посмотрите-ка на политическую ситуацию! На протяжении нескольких месяцев или лет две партии поддерживают мирные отношения. Они чувствуют, что, придерживаясь внешнего компромисса, они втайне увеличивают свой потенциал. Затем, когда они получают возможность или когда витал принуждает их к этому, они дерутся. Но тот покой, который мы выносим на передний план из внутреннего мира с помощью молитвы и медитации, — совсем другое дело. Он очень сильный, очень мощный и прочный. Когда во внутренней жизни мы обретем такого рода покой, то внешняя жизнь непременно преобразится, какое бы сопротивление она ни оказывала. Это только вопрос времени.
— 26 октября 1973 г.
Вопрос: Довольно часто я обнаруживаю, что, когда я смотрю на человека, пребывающего в спокойном состоянии ума, мой собственный внутренний покой усиливается. Отчего это происходит?
Шри Чинмой: Если вы постоите возле спокойного человека, естественно, ваш покой усилится. Вы не вор. Но если вы встанете рядом с вором или пообщаетесь с ним, тогда сознание вора проникнет в вас. Точно так же, если вы встанете перед человеком, у которого есть хорошее качество, это хорошее качество тоже проникнет в вас.
Иногда не надо даже находиться рядом с человеком, чтобы быть под влиянием его сознания. Предположим, вы видите красивое дерево. Будучи художником, вы оцените эту красоту и будете любоваться ей. Возможно, вы даже решите сесть под ним и рисовать. Но в тот момент, когда вы сядете, вам в голову могут придти все небожественные мысли на свете. Вы скажете: “Почему это со мной происходит? Я пришел сюда с чистым умом, просто порисовать. Почему же на меня нападает столько нечистых мыслей?” И вот тут нужно знать, что, возможно, до вас под деревом сидел какой-то человек с низкими наклонностями, который позволил низменным мыслям войти в себя.
Но может случиться и так, что у подножия дерева некоторое время медитировал святой человек. Тогда, если вы придете и сядете там, вы уловите хорошую вибрацию. Так что не только физическое присутствие человека, но и его тонкое присутствие может воздействовать на вас.
Иногда, когда вы идете по улице, вас вдруг охватывает прекрасное нежное чувство, очень тонкое и божественное, похожее на цветок. Вокруг нет цветов, и непонятно, откуда взялось это переживание. Что же вызвало это Небесное чувство? Вполне возможно, что либо здесь раньше побывал духовный человек, либо здесь оказались какие-нибудь ангелы или астральные сущности.
Так что, если вы стоите возле человека, у которого больше внутренней силы или больше, чем у вас, определенного духовного качества, тогда его присутствие может помочь вам обрести эту силу или качество в большей степени. Хотя внешне вы не просите его дать вам что-то, и, возможно, он даже не осознает, что что-то дает вам, от одного его присутствия вы можете получить нечто. Как магнит, ваша внутренняя сущность может притянуть это качество от него, и оно станет вашим.
— Май 1978 г.
Вопрос: Как бы Вы определили настоящий покой ума?
Шри Чинмой: Сейчас мы жаждем имени, славы и многого другого. Но когда у нас есть покой ума, мы в силу своего единства с остальным миром чувствуем, что все в мире — наше. Также, обладая покоем ума, мы чувствуем, что нам нечего достигать или делать для себя. Все уже сделано за нас Всемогущим, нашим Небесным Отцом.
Вопрос: Как достичь такого состояния?
Шри Чинмой: С помощью молитвы и медитации. Когда мы молимся и медитируем каждый день, наши потребности уменьшаются. Пока, скажем, у нас двадцать желаний. Но если мы будем молиться и медитировать, через некоторое время наши желания будут постепенно уменьшаться, пока не исчезнут вовсе. Если хотя бы пять минут мы сможем прожить без всяких желаний, то мы непременно получим покой ума.