Шри Чинмой: В обычной жизни мы нуждаемся в сне потому, что нервам нужен отдых. Но когда у нас есть динамичная энергия, мы легко можем победить сон. Когда мы обладаем свободным доступом к бесконечной внутренней энергии, нам нужно совсем немного сна. Сейчас телу нужно шесть— семь часов сна в сутки. Но постепенно мы можем уменьшить эту потребность до шести, пяти, четырех, трех, даже двух часов в сутки.
Насладившись глубокой медитацией, вкусив божественного нектара, иногда мы чувствуем сонливость. Мы чувствуем, что мы не вполне осознаем то, что происходит вокруг. Но это не сон как таковой. Мы погружены в безмолвие, покой и уравновешенность, находящиеся у нас глубоко внутри. И из этого безмолвия, находящегося глубоко внутри, мы можем получить энергию особого рода. Наш человеческий ум не в состоянии понять эту энергию, потому что никогда ее не получает и даже никогда не видит ее. Только наше сердце получает ее из души. Если мы сможем почувствовать эту внутреннюю энергию во время медитации, тогда мы сможем медитировать часами, не испытывая какой-либо усталости или изнеможения.
Мы хорошо утвердились в своей внутренней жизни. Мы знаем, что мы от Бога и для Бога. Мы знаем, что принадлежим Богу, а Бог принадлежит нам, и что Богоосознание — право, данное нам от рождения. Но это внутреннее осознание статично; это статичный способ обладания истиной. Во внешней жизни проявления нам также нужно доказать, что мы от Бога и для Бога, путем проявления Божественного, находящегося в нас. Этому божественному проявлению необходимо постоянное движение. Нужно чувствовать, что у нас внутри течет река динамичной энергии и динамичного света. Затем следует ощутить, что мы стали этой рекой и постоянно двигаемся к морю, которое является нашей целью. Мы в процессе непрерывного движения к цели: бежим вперед, поднимаемся вверх, погружаемся вглубь. Когда мы чувствуем это, летаргия или сон не могут напасть на нас.
Мы воплощаем жизнь безмолвия, но, к сожалению, мы не всегда проявляем жизнь звука божественным образом. Когда мы засыпаем во время медитации, это своего рода неосознанное разрушение своей собственной божественности. Если мы отправляемся в долгое путешествие, нам нужно понимать, что, когда мы попадаем в аэропорт, это всего лишь наш первый пункт назначения. Конечный пункт назначения — какой-то далекий город или страна. Некоторые ищущие считают, что их роль заключается только в том, чтобы войти в комнату для медитации. Они считают, что уже достигли своей цели и теперь могут расслабиться. Вот почему они засыпают. Но наша роль будет завершена, только когда мы хорошо помедитируем и в конце медитации с благодарностью возложим все, чего мы достигли, к Стопам Всевышнего.
— 9 августа 1974 г.
Вопрос: Если Бог внутри нас и мы знаем, что когда-нибудь достигнем осознания Бога, зачем нужно медитировать?
Шри Чинмой: Когда-нибудь мы осознаем все, что естественно. Бог естественен, и, конечно, мы осознаем Его; но если мы не будем сознательно устремляться, то может случиться так, что нам придется ждать Вечность. Бог даровал нам сознательный ум и сознательное устремление, но Он не вынуждает и не заставляет нас воспользоваться ими. Мы можем спать, если хотим; но если мы сознательно молимся и медитируем, тогда мы будем продвигаться быстрее. Когда-нибудь все осознают Бога, так как в Своем космическом Видении Он никогда не допустит того, чтобы кто-либо остался не достигшим осознания. Но спящий не достигнет цели так же быстро, как бегущий. С другой стороны, если мы хотим подождать, ничего страшного, можно и подождать.
— 18 июля 1978 г.
Вопрос: Как можно внести свои сны в медитацию?
Шри Чинмой: Если вы видите очень счастливые, восхитительные сны, они могут воодушевить и вдохновить вас медитировать. Предположим, вам приснился Золотом Берег. Вы можете почувствовать, что это совсем не сон, а реальность. Итак, вы скажете: “Я буду изо всех сил стараться во время медитации и, возможно, смогу попасть туда”. С другой стороны, вы, возможно, будете продолжать вспоминать все происшедшее во сне даже во время медитации. Тогда вы будете находиться в мире сна, а ваш настоящий внутренний зов не сможет выйти на передний план. Многие, кто видел очень высокие сны, пытались остаться там. Но подлинная интенсивность их медитации исчезала. Когда вы медитируете, вам совсем не следует думать о своих снах; просто медитируйте очень искренне, чтобы подняться ввысь, выше, выше всего. Тогда у вас совсем не будет необходимости вносить свои сны в медитацию.