Доктор Роберт Мюллер: Первые три из четырех категорий потребностей, по У Тану, а именно: физические, интеллектуальные и нравственные потребности, не представляют для меня каких-либо непреодолимых проблем. Но последняя и самая сложная, с его точки зрения, — духовность — создает для меня значительные трудности, потому что, в самом деле, существует столько определений этого термина. У Тан определил ее как “веру в себя, чистоту своего внутреннего “я”. Как бы Вы определили духовную цель?
Шри Чинмой: Ищущий во мне полностью согласен с теорией нашего любимого брата У Тана о четырех категориях потребностей. Каждая из них должна быть осуществлена, чтобы человек стал совершенным во всех сферах. К сожалению, термин “духовный” всегда создает трудности, и не только в уме ищущих, одаренных небольшими потенциальными духовными способностями, но и в уме тех, кто одарен большими духовными возможностями. У каждого человека обязательно должен быть свой способ ощущения и описания своей собственной духовности. У некоторых это — вера в себя; для других — чистота своего внутреннего “я”. А третьи определили бы ее как “Бог во имя Бога”.
По моему внутреннему убеждению, духовность — это одновременно самоотдача и Богостановление. Эта самоотдача — предложение не кому-то еще, третьей стороне; это предложение своему собственному высшему “я”. Самоотдача — не что иное, как удаление покровов с себя, по-другому — самораскрытие. А самораскрытие, расцветая, превращается в Богостановление.
Что такое Богостановление? У каждого человека будет свой ответ в соответствии с развитием его души и жизненными потребностями. Мое внутреннее убеждение в том, что Богостановление — это одухотворенное восстановление своего собственного забытого “я”. Богостановление — это плодотворное раскрытие и одухотворенное принятие такого осознания: “В своей вчерашней жизни я обладал; в своей сегодняшней жизни я являюсь. Чем я обладал? Богом-человеком в виде устремляющегося семени. Чем я стал? Человеком-Богом в виде плода, приносящего осуществление”.
Доктор Роберт Мюллер: Я часто думаю, что теория У Тана о четырех категориях человеческих качеств — физических, интеллектуальных, нравственных и духовных — могла бы послужить хорошей основой для мировой программы о целях человечества. Из Ваших книг я понял, что и для Вас эти категории являются фундаментальными. Но Вы добавляете к ним пятую, которую называете виталом. Не могли бы Вы рассказать об этом поподробнее?
Шри Чинмой: Как существуют физический, интеллектуальный, нравственный и духовный миры, точно так же существует витальный мир. Этот витальный мир находится между физическим и интеллектуальным миром. К тому же у этого витального мира есть два аспекта: человеческий витал и божественный витал. Человеческий витал — не что иное, как агрессия; он только и хочет, что поглотить мир. Он всегда говорит: “Я знаю, как завоевывать, я знаю, как владеть”. Но божественный, или динамический, витал хочет лишь влить энергию в крепко спящий мир. Миллионы людей не осознают существование Бога, истины или света. С помощью божественного витала можно пробудить дремлющее человечество. Божественный витал говорит: “Я знаю, как расширять; я также знаю, что расширять, почему, как и где. Что расширять? Мою любовь-крылья! Почему? Потому что только этим способом я могу обрести удовлетворение. Как расширять? Одухотворенно и безгранично! Где расширять? Там, где есть срочная необходимость, искренняя необходимость, постоянная необходимость”.
Когда Юлий Цезарь сказал: “Veni, vidi, vici — Пришел, увидел, победил”, — это в нем говорил человеческий витал. Это витал, получающий удовлетворение посредством разрушения. Не стоит и говорить, что такое удовлетворение — вовсе не удовлетворение. Удовлетворение другого рода — то, которому нас учил Спаситель, говоря в силу своего единства с человечеством: “Отче, прости им, ибо не ведают, что творят”. Тут Христос учит нас, что истинное удовлетворение приходит лишь благодаря единству.
Единство может существовать на любом плане сознания. На физическом плане, например, голова находится в одном месте, руки — в другом месте, а ноги — в третьем. Но они установили единство между собой, потому что они — неотъемлемые части реальности тела. Такого же рода единство нужно достичь на всех других планах. Когда Христос из своего безмерного великодушия просит Отца об искуплении для человечества, мы видим, как он отождествляется с непросветленной реальностью человечества. Это реальность, нуждающаяся в немедленном Сострадании и явном Прощении Отца.
Человеческий витал говорит: “Смотри, у меня есть!” А когда мы видим то, что у него есть, мы чувствуем разочарование, смятение и отвращение; мы проклинаем себя за свои глупые поступки. Божественный витал говорит: “Я существую, ибо Ты создал меня. И я навсегда останусь таким, сознательно и постоянно предлагая Тебе все то, чем я являюсь, и все то, что я имею. Таким путем я стану самим собой, своим универсальным и трансцендентальным “Я”.