— 5 января 1973 г.
Вопрос: Вы говорите, что нам следует медитировать в сердце, но я нахожу, что легче медитировать в уме.
Шри Чинмой: Если вы находите, что легче медитировать в уме, тогда так и делайте. Но в таком случае вы будете способны медитировать минут пять, а из этих пяти минут вы сможете очень сильно медитировать только одну минуту. Затем вы почувствуете, что вся ваша голова становится напряженной. Сначала вы, может быть, будете получать радость и удовлетворение, но затем, когда вы попытаетесь идти дальше за пределы этого, вы ощутите бесплодную пустыню. Если вы медитируете в сердце, вы медитируете там, где есть душа, а душа — источник постоянной радости и удовлетворения. Да, душа находится повсюду — в уме, в теле, везде. Но наиболее сильно она проявляется в сердце. Концентрируясь или медитируя в сердце, вы получаете намного больше внутреннего удовлетворения, чем при медитации в уме, потому что сердце — это место пребывания души.
Надо быть мудрым. Есть огромная разница между тем, что можно получить от ума, и тем, что можно получить от сердца. Ум ограничен; сердце безгранично. Глубоко внутри нас есть бесконечный покой, свет и блаженство. Получить ограниченное количество — легкая задача. Медитация в уме может дать вам это. Но вы можете обрести бесконечно больше, если будете медитировать в сердце. Допустим, у вас есть возможность работать в двух местах. В одном месте вы заработаете двести долларов, а в другом — пятьсот. Если вы мудры, вы не станете терять время в первом месте.
Некоторым людям трудно медитировать в сердце, потому что они не привыкли это делать. Но давайте не будем удовлетворяться лишь тем, что дается легко. Давайте взывать о том, что бесконечно и вечно, даже если этого трудно добиться. Если мы получим что-то от ума, завтра в нас может войти сомнение и сказать, что это было ненастоящим. Но, получив однажды что-либо от сердца, мы никогда не сможем усомниться в этом или забыть этого. Переживание на психическом плане нельзя вычеркнуть из сердца.
— 1 марта 1973 г.
Вопрос: Вчера, когда я медитировал, я получил послание из безмолвия, в котором говорилось: “Любите друг друга”. Когда мы получаем подобные послания в медитации, нужно ли нам медитировать на них и принимать их в себя?
Шри Чинмой: Когда во время медитации у вас в уме появляется послание, нужно знать точно, появляется ли оно в физическом уме — в неспокойном, агрессивном, разрушительном и сомневающемся уме — или в спокойном, бездеятельном, безмолвном уме. Когда вы получаете послание в безмолвном уме, надо почувствовать, что это фундамент, на котором можно возвести Дворец Истины, Любви, Божественности и Реальности. Такое послание действительно рождается в душе или в сердце, а затем входит в ум. Когда ум совершенно спокоен, тих и умиротворен, это послание можно услышать.
Допустим, вы медитируете, и спустя несколько минут какая-то мысль или идея приходит к вам в ум. Скажем, она будет о пожертвовании, — что вы пожертвуете чем-то ради друга или родственника, или знакомого. Это не просто идея, это идеал. Когда вы принимаете божественную идею, как свою, идея не остается идеей, а становится идеалом. Что касается вас, мысль, которая пришла к вам в медитации, была о божественной любви. Это та любовь, которая позволяет вам видеть всех людей как неотъемлемую часть Самого Бога. Человек и Бог подобны подножию и вершине одного дерева. Если вы направляетесь к подножию дерева с божественной любовью, то оттуда очень легко подняться к Богу, к самой верхней ветви. На такой божественной мысли вы можете построить свою жизнь в любви.
Но надо быть осторожным, когда во время медитации к вам приходят мысли. Если вы начинающий в духовной жизни, не следует позволять никакой мысли входить в ум. Кто-то стучится в дверь вашего ума. Вам бы хотелось впустить своих друзей, то есть божественные мысли. Но вы не знаете, кто ваши друзья. А если вы даже и знаете, кто ваши друзья, то, открыв для них дверь, вы можете обнаружить, что прямо перед ними стоят ваши враги. Стоит этим врагам получить доступ к вашему уму, будет очень трудно изгнать их, не обладая силой основательной духовной дисциплины.
Так что будет мудро держать дверь своего ума закрытой. Пусть она будет закрытой день или месяц, или год, пока вы не обретете некоторой духовной силы, внутренней силы. Тогда вы будете способны принять вызов и справиться со всяким, кто бы ни постучался в дверь вашего ума. Если это божественная мысль, вы постараетесь расширить ее. И даже если это небожественная мысль, вы будете знать, что у вас достаточно силы заставить ее вести себя должным образом, раз уж она входит.