В высочайшей точке дзен существует нечто, называемое сатори, или просветление. До просветления на одной стороне темнота, на другой — свет, а мы где-то между ними. Но если мы обретём прибежище в просветлении, тогда наше собственное внутреннее сияние охватит и объемлет весь мир. Тысячелетиями мы пребывали в невежестве, но когда приходит просветление, в нас совсем не остается никакого невежества. Везде лишь свет, и мы становимся едиными с Видением Абсолюта. Поэтому величайший дар дзен — это просветление, высочайшее, всеозаряющее, всеисполняющее просветление.
Индуизм зиждется на йоге. Йога — это санскритское слово, означающее единство. Когда мы следуем учению индуизма, мы поем песню единства. Если кто-то страдает, то мы становимся полностью, неразделимо едиными с его страданием. Если кто-то на седьмом небе от восторга, то мы становимся единым с ним на седьмом небе восторга.
Цель йоги, или индуизма, — стать единым с Богом. Становясь едиными с Богом, мы не только достигаем просветления, но в действительности становимся самим просветлением. Мы становимся едины с Бесконечным светом Бога. В постоянном единстве с тем, чем является Сам Бог, а также с тем, что Бог предлагал и собирается предложить нам, мы становимся совершенными. Мы становимся Его совершенными инструментами, предназначенными для того, чтобы раскрывать и проявлять Высочайшее на Земле. Таким образом, йога — это единство и совершенство, в то время как дзен — просветление и освобождение.
Вопрос: Означает ли это, что дзен и йога имеют разные цели?
Шри Чинмой: Они подобны двум членам одной семьи. Они имеют дело с одними и теми же основополагающими мыслями и идеями; просто на практике их подходы могут немного различаться. Существует цель. Отец приближается к цели с одной стороны, а сын — с другой стороны. Двигаясь к цели, они могут использовать до некоторой степени различные методы. Но цель всегда остается той же самой. Если в результате духовной дисциплины мы освобождаемся от невежества, тогда мы, естественно, становимся просветленными. И если мы отождествляемся со светом и самим просветлением, то, естественно, мы также просветляемся.
Я отождествляюсь с водой и немедленно обретаю сознание воды. Я отождествляюсь со стеной и немедленно обретаю сознание стены. А если я отождествлюсь со стопами святого, то я немедленно обрету сознание святого. Это йога: единство, единство, единство. В процессе занятий дзен мы получаем то, чем обладает святой, концентрируясь на том, чего мы хотим. Процесс занятий йогой заключается в отождествлении себя с целью. Но цель, которой мы достигаем через концентрацию в дзен, и цель, которой мы достигаем, отождествляясь с кем-то, одна и та же.
Вопрос: Неужели в йоге нет понятия строгой дисциплины?
Шри Чинмой: Путь дзен требует строгой, почти военной дисциплины. Но практика йоги — это расслабление, основанное на уверенности. Это напоминает уверенность ребенка, исходящую из его единства с матерью и отцом. У ребенка нет ни гроша, но если его отец очень богат, то он тоже чувствует себя очень богатым. Даже если в настоящее время у него нет ни единого доллара, он знает, что через несколько лет сможет пользоваться всеми богатствами отца. Все, что есть у его отца, он по праву и по закону считает своим личным. Если у отца есть машина, то он чувствует, что это его машина. Он не чувствует, что это машина отца или что она принадлежит всей семье. Нет, он скажет друзьям: “Вот, это моя машина”. Он абсолютно прав в силу своего единства. А повзрослев, машину будет водить именно он. На пути йоги вы чувствуете, что Бог ваш и что Он любит вас, а вы любите Его. И поскольку вы ощущаете свое единство с Ним, вы знаете, что, когда пробьет Час, Он обязательно даст вам то, что Он имеет, и то, чем Он является.
На пути дзен вы должны готовить себя. Следуя строгой дисциплине и делая определённые вещи, вы что-то получите; в противном случае, вы не получите этого. В дзен все строится на личном усилии, на личном усилии. Но в йоге мы верим в Милость. Мы чувствуем, что Отец проявит свою Заботу, Любовь и Сострадание, а ребенок ответит любовью, преданностью, отречением и благодарностью. Но в дзен сначала вы должны стать чем-то, и лишь тогда вы заслужите право получить что-то, то есть просветление. А чтобы стать чем-то, нужно следовать строгой дисциплине.