Вы также упомянули реинкарнацию. Индийцы верят, что это не первая и не последняя наша жизнь. Мы верим в реинкарнацию, потому что чувствуем, что Бог хочет для нас счастья и осуществления нашего предназначения как в мире желания, так и в мире устремления. Чтобы исполнилось желание, которое возникло у нас, скажем, в четыре года, возможно, понадобится сорок, пятьдесят или даже шестьдесят лет. В мире устремления на то, чтобы получить хотя бы каплю покоя, света и блаженства, нужны годы. Если мы хотим безграничного покоя, безграничного света, безграничного восторга, то мы не сможем получить этого за одну быстротечную жизнь. Если низойдет безусловная Милость Бога, то мы, конечно же, будем благословлены покоем, светом и блаженством. Но обычно даже для обретения покоя ума нужно много-много лет. Поэтому мы чувствуем, что Богоосознания, то есть высочайшего достижения, невозможно достичь за одну жизнь.
— 18 марта 1977 г.
Вопрос: Являетесь ли вы частью какой-то организованной религии, и происходит ли медитация, которой вы учите, из индуизма?
Шри Чинмой: Я ценю все религии и восхищаюсь ими всеми, а мое учение воплощает квинтэссенцию всех религий. Но я не принадлежу какой-либо определенной религии. Я родился индусом, поэтому я знаю все тонкости индуизма. Но я не практикую индуизм или какую-то другую конкретную религию. Моя религия — любить Бога и становиться скромным инструментом Бога. Индуизм — это как дом; христианство — это другой дом; иудаизм — еще один дом. Все мы вырастаем в своем конкретном доме, но затем идем в одну и ту же школу, чтобы учиться. Эта школа — духовность. Благодаря духовности мы открываем свое единство с Богом.
— 15 июня 1977 г.
Вопрос: Считаете ли Вы, что родителям следует давать детям религиозные наставления, или дети должны быть свободны в выборе собственной формы религии, когда достаточно повзрослеют?
Шри Чинмой: Маленький ребенок не знает, какая пища питательна, а какая нет. Так что это ваш родительский долг — давать ему то, что вы считаете полезным для него. Это не навязывание, это предложение. Вы обнаружили, что это истинно, а то — хорошо или плохо. Разве неверным будет предложить эти открытия своему ребенку? Если мы не будем кормить ребенка из-за того, что не знаем, что ему понравится, то он просто умрет с голоду. В духовной жизни то же самое: ваш непреложный долг — с самого начала питать своего ребенка, уча его быть добрым и великодушным, иметь веру в Бога и молиться Богу или повторять Имя Божье. В противном случае как он научится этому?
К тому времени, когда ребенку исполнится тринадцать-четырнадцать лет и его ум разовьется, он сможет сделать свой собственный выбор. Когда ребенок достаточно повзрослеет, чтобы совершать собственные открытия, позвольте ему открыть свой путь. Если ребенок не остается на пути родителей, если он чувствует, что знает все лучше, это его дело. Но, по крайней мере, родители заложили некоторую основу, на которой можно построить добродетельную жизнь.
Америка — страна свободы, поэтому с самого начала родители дают своим детям неограниченную свободу делать все, что тем угодно. Затем, когда дети вырастают невежественными и недисциплинированными, родители говорят: “О, я и подумать не мог, что мои дети будут такими”. Но это — вина родителей. Пока дети растут, родителям нельзя просто вести собственную жизнь и игнорировать своих детей. Они должны дарить им безграничную любовь, нежность и заботу. Если однажды дети не ответят на их любовь, на следующий день они должны быть готовы дать больше. Они должны без остатка отдавать сегодня и, даже если нет никакого отклика, завтра они должны отдавать снова. Дело родителей — давать, давать, давать и не ожидать. Они должны познать смысл терпения. Когда придет время, дети будут благодарны.
— 18 мая 1973 г.
Вопрос: Каким образом различные религии могут максимально уважать и ценить друг друга?
Шри Чинмой: Каждая религия должна чувствовать, что она — не что иное, как ветвь. Если есть ветвь, тогда должно быть и дерево, и это дерево — любовь к истине. Истина обретает осуществление, только принимая Безбрежность как сокровенную свою часть. Каждая религия должна чувствовать необходимость принятия других религий ради собственного удовлетворения и совершенства. В одиночку она никогда не обретет удовлетворения; в одиночку она никогда не обретет совершенства. Только когда все религии объединятся, они будут способны создать нечто прекрасное, одухотворенное и плодотворное. Но, погружаясь глубоко внутрь, вы не увидите каждую религию как нечто отдельное. Вы увидите только одну Реальность, действующую через множество форм, множество идей, идеалов и множество религий и внутри них.