— 14 ноября 1975 г.
Вопрос: Можно ли выйти за рамки своей религии ради более всеобъемлющей духовности?
Шри Чинмой: Религия — это хорошо, но мы, в конечном итоге, должны пойти далеко за пределы религии. Религия будет говорить нам о Боге; временами она будет вызывать у нас страх, когда мы будем поступать неправильно. Религиозный подход к Богу часто делает большой акцент на страхе. Но духовный подход к Богу всегда придает огромную важность любви. Мы обращаемся к Богу не из страха, но из любви. Мы хотим установить с Ним неразделимое единство. Я не хочу сказать, что в религии нет любви к Богу, ибо она там есть. Но очень часто над людьми, практикующими религию, сильно довлеет страх. Люди, практикующие духовность, не питают такого страха. У них есть только любовь к Богу и желание установить единство с Богом.
Религия чувствует, что существует Некто, называемый Богом, который пребывает высоко над нами, на Небесах или где-то еще, и что у Него — весь покой, свет и блаженство. Но духовность скажет, что где нахожусь я, там и пребывают свет и покой, и блаженство; куда бы я ни пошел, там и есть истина. Духовность скажет, что истина и я неразделимы. Религия не утверждает такого рода единства. Религия скажет, что истина пребывает где-то еще, и что только молясь и медитируя, мы однажды увидим лик истины и света. Но духовность скажет, что я сам и есть то, что я ищу и о чем взываю; всё уже есть внутри меня, только я забыл об этом, я не могу узнать этого или потерял это. Духовность побуждает нас открыть свое внутреннее богатство и вывести на передний план то, чем мы вечно обладаем.
— 21 ноября 1975 г.
Вопрос: Можно ли достичь состояния Богоосознания, преданно практикуя свою религию?
Шри Чинмой: Да, мы определенно можем осознать Бога, практикуя свою собственную религию. Но мы должны чувствовать, что существует что-то более высокое и глубокое, нежели религия, и это наш постоянный внутренний зов. Религия, как таковая, расскажет нам, что Бог существует. Она скажет, что мы должны быть хорошими, что мы должны быть добрыми, мы должны быть простыми, искренними и чистыми. Вот что нам предложит религия. Но существует также нечто, называемое духовностью, а она выше и глубже. Она скажет, что недостаточно просто знать, что Бог существует. Надо также видеть Его, надо чувствовать Его, надо Им стать. А это осуществляется с помощью молитвы и медитации.
— 21 ноября 1975 г.
Вопрос: Почему упоминание о Боге или религии вызывает замешательство у столь многих людей?
Шри Чинмой: Есть две причины. Прежде всего, люди стали очень искушенными; их сознание подобно машине. Все, чего они не знают или не могут узнать немедленно, или все, в чем они не испытывают непосредственной нужды в своей жизни, они не ценят. А все, что не приносит им удовлетворения на физическом, витальном или ментальном плане или не находится тут же у них под носом, они воспринимают как нереальное и сбивающее с толку.
Но по-настоящему религиозные люди никогда не вызывают замешательства. Действительно, кому следует стесняться? Не тому, кто увидел свет или взывает о свете! Стесняться должен лишь тот, кому нет дела до света. Если я, отдельный человек, видел свет, то почему я должен стесняться говорить об этом вам? И если вы, отдельный человек, нуждаетесь в свете и молите о свете, то отчего вам приходить в смущение? Нам следовало бы смущаться лишь тогда, когда в нас нет чего-то хорошего и божественного и мы не заботимся об этих вещах или не ценим тех, кто ими обладает. Только в этом случае нам следовало бы смущаться.
— 21 ноября 1975 г.
Вопрос: Пожалуйста, объясните, в чем разница между “религиозным рвением” и “восторгом”. Могут ли они дополнять друг друга?
Шри Чинмой: Нет. Религиозное рвение, или религиозная радость, появляется преимущественно на витальном уровне, хотя иногда мы ощущаем ее и в уме. И она удовлетворяет нас только на витальном или ментальном уровне. Но когда человек переживает восторг, тот наполняет все его существо. Восторг — это нечто бесконечно более высокое, чем религиозное рвение. Восторг приходит к нам в силу нашего единства с Абсолютным Всевышним или в силу нашего полного посвящения Его Воле. Восторг связан с нашим внутренним существом, не имеющим ни рождения, ни смерти, с полным проявлением божественного внутри нас. Так что это две разные вещи.