— 9 января 1976 г.
Вопрос: То, чему вы учите, — религия?
Шри Чинмой: Нет, это путь. Путь не может быть религией, но он с радостью принимает приверженцев или последователей всех религий. Поскольку это путь, каждый может следовать ему. Люди из различных стран, различных культур и различного образования могут идти по одному и тому же пути, но, возможно, они не смогут следовать одной и той же религии. По духовному пути можно идти, невзирая на религию, невзирая на культуру, невзирая на внутреннее и внешнее развитие.
— 9 января 1976 г.
Вопрос: Каким образом можно сделать религию более духовной?
Шри Чинмой: Религию можно сделать более духовной, внося в нее более широкие убеждения, более просветляющее сострадание, более полное удовлетворение, которые все основываются на посвящении преданного Воле Бога. Для того, чтобы сделать религию более духовной, нужно внести в сердце религии духовность в ее изначальной чистоте.
— 9 января 1976 г.
Вопрос: Существует ли в действительности какое-либо различие между религиями?
Шри Чинмой: Если вы погрузитесь глубоко внутрь, то увидите, что не существует никакого фундаментального различия между религиями, потому что каждая религия воплощает высочайшую Истину. Они лишь называют ее различными именами. Каждая религия права, абсолютно права, потому что каждая религия по-своему передает послание Истины. Ваша религия, возможно, говорит одно, а моя религия — что-то еще. Но наши религии никогда не разойдутся, когда дело касается высочайшей Истины.
На пути к Богу мы можем ссориться и не соглашаться друг с другом; мы можем неправильно понимать друг друга. Почему? Именно потому, что существует множество дорог, ведущих к Цели. Кто-то последует одной дорогой, кто-то другой. Я скажу, что моя дорога намного лучше, потому что она вдохновляет и удовлетворяет меня. Вы скажете, что ваша дорога намного лучше, потому что она осуществляет смысл вашей жизни. Но когда мы достигнем своего Предназначения, мы оба окажемся в одном и том же месте: в Истине. В Истине нет ссор, нет конфликтов; Истина, или Богоосознание, превосходит все религии.
— 9 января 1976 г.
Глава 14
Бог и Вселенная
Вопрос: Вы написали афоризм, в котором говорится: “Бог одновременно конечен и бесконечен. Он — космос. Он — за пределами космоса. Он измерен. Его можно измерить. Он и должен быть измерен. Он неизмерим. Он безграничен. Он бесконечен”. Не могли бы Вы объяснить это, в особенности то, как Бога можно назвать конечным?
Шри Чинмой: Бог конечен, и Бог бесконечен. Вы подчеркнули слово “конечен”. Это значит, что вам трудно понять, как Бог может быть конечным. Обыкновенно мы чувствуем, что Бог всемогущ, всезнающ и вездесущ. Давайте рассмотрим божественное качество, называемое всемогуществом. Если Бог может быть огромным, как Вселенная, но не может быть маленьким, как мельчайший атом, то где же Его Всемогущество? Когда мы думаем о всемогуществе, наш человеческий ум представляет себе огромную и неизмеримую силу. Но истинное всемогущество означает, что Всевышний имеет силу быть неизмеримо огромным или непостижимо маленьким, как Ему заблагорассудится. Оно означает силу быть конечным или бесконечным, ограниченным или безграничным.
Бог бесконечен, но Он вошел в это наше конечное тело, которое существует пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет. Бог бесконечен, но Он пребывает в каждом маленьком ребенке. Здесь, в конечном, Он хочет наслаждаться Собой и исполнять мелодию Бесконечного; это доставляет Ему величайшую радость. Всевышний в нас устремляется к Бесконечному именно в конечном. Конечное и бесконечное — нашему внешнему зрению они кажутся противоположностями, но в Глазах Бога они одно. Конечное и Бесконечное всегда хотят быть вместе; одно дополняет другое. Конечное хочет достичь абсолютного Высочайшего, то есть Бесконечного. Бесконечное хочет проявить себя в конечном и через конечное. Только тогда Божественная Игра обретет завершенность. Иначе это игра с одним игроком, в ней не будет ни радости, ни достижения, ни исполнения. Конечное поет свою песнь осознания в Бесконечном и через Бесконечное. Бесконечное поет свою песнь проявления в конечном и через конечное.
— 1970 г.
Вопрос: Можно ли разделять Бога и вселенную?
Шри Чинмой: Бог — Властелин и Творец вселенной, а Творец и Его творение неразделимы. В обычном мире создатель или владелец какой-либо вещи может взять ее в руки или отложить; он может хранить ее или отдать кому-то. Но что касается взаимоотношений Бога и вселенной, тут все не так. Если смотреть на Бога, внутри Него увидишь вселенную. А если смотреть на вселенную духовным оком, третьим глазом, сразу же увидишь в ней Бога. Человеческая собственность приходит и уходит. Сегодня у вас миллионы долларов; завтра вы можете стать абсолютно нищим. Но когда речь идет о Боге, Властелина и владение нельзя разделить.