Ваша внутренняя высокая оценка наряду с одухотворенными молитвами о сознательном пробуждении вашего начальника, несомненно, помогут ему стать более хорошим человеком и более хорошим гражданином мира. Видеть хорошее в человеке и делать хорошее для него — простейший и самый эффективный способ вдохновить этого человека стать духовным.
— 7 февраля 1992 г.
Вопрос: Как побороть в себе чувства возмущения и гнева, которые мы испытываем, считая, что наши начальники проявили несправедливость?
Шри Чинмой: Когда мы работаем в группе, то здесь сотрудничает много людей, много идей, много мыслей и много пристрастий. Но надо постараться почувствовать, что все люди в группе — неотъемлемая часть нашего собственного существования. Мы должны почувствовать, что все они — части нашего собственного тела, и что все части нашего тела работают вместе. Только тогда мы обретем истинное удовлетворение.
Время от времени мы чувствуем, что наши начальники не понимают или не ценят нас. Споря с ними и пытаясь убедить их, что они не правы или не добры, мы не сумеем изменить их точку зрения. Если мы будем рассматривать своих начальников как нечто совершенно отличное от нас, совершенно чуждое нашим идеям, идеалам и целям, тогда мы никогда не сумеем изменить их. Но если мы принимаем их как неотъемлемую часть собственного существования и почувствуем, что мы принадлежим им, а они принадлежат нам, тогда со временем мы сумеем изменить их. Если относиться к недостатку их веры в нас и недостаточному признанию того, что мы делаем, как к дефекту в своем собственном существовании-реальности, то мы почувствуем, что эта проблема — внутри нас, и с ней можно бороться.
С другой стороны, нам нужно помнить, что оценка наших так называемых начальников не так уж и важна. В конце концов, в ходе нашей духовной эволюции она может вообще не иметь никакой ценности. Важно не то, что наши начальники думают о нас, а то, насколько искренно мы пытаемся радовать тело и душу Организации Объединенных Наций и служить ей. Ибо подлинную радость нам даст именно это, а не признание наших начальников. Если мы можем порадовать Реальное в нас, Бога, то мы этим порадуем то же самое Реальное Существование, что находится в наших начальниках. Если мы будем существовать только для удовлетворения Реального в нас и во всех людях, то придет день, когда Реальное в нас изменит ум и позицию наших начальников. На самом деле существует только один начальник, и этот начальник — наша внутренняя мольба о непрерывном и вечно возрастающем совершенстве в собственной жизни и в жизни других. Наша мольба о совершенстве есть единственная высшая реальность в нас и для нас.
— 1 октября 1976 г.
Вопрос: Как поступать духовному ищущему, когда он видит нечестность или продажность среди своих коллег?
Шри Чинмой: Духовный ищущий может сделать три вещи, когда он видит нечестность или продажность в сослуживце. Первое: ему нужно молиться Богу по крайней мере пять минут в день примерно в течение недели о ментальном преобразовании этого человека, чтобы он смог получить свет Свыше, который изменил бы его сущность.
Если это не удается, тогда духовный ищущий должен набраться храбрости, чтобы сказать своему сослуживцу, что тот поступает неправильно, что ему совершенно необходимо стать честным и оставить свой прежний образ жизни. Но ищущий должен продолжать молиться и после того, как он дал такой совет сослуживцу. Еще через неделю, если ищущий видит, что у его сослуживца нет намерения изменить свою сущность, то у него должно хватить смелости на крайнее средство: сообщить об этом человеке начальству. Тем не менее он должен продолжать молиться примерно еще неделю; затем он может прекратить свою молитву, так как его роль закончена. Теперь все зависит от начальства.
В сегодняшнем мире люди склонны говорить, что не их дело, чем занят их сослуживец. Нечестный человек, говорят они, заплатит за последствия без нашего вмешательства. Но в духовной жизни теория “не наше дело” — это неправильное отношение. Раз мы приняли духовную жизнь, мы чувствуем, что наш непреложный долг — быть полезными Богу-Творцу и Богу-творению. Бог-Творец создал нашего нечестного сослуживца, и этот человек — неотъемлемая часть Бога-творения. Поэтому мы должны молиться и Богу-Творцу, и Богу-творению о преобразовании природы этого человека.
В духовной жизни будет ошибкой сказать: “Это не мое дело; пусть его живет, как знает”. С другой стороны, будет также печальной ошибкой думать, что мы должны преобразовывать мир без посторонней помощи. Вместо того, чтобы молиться Богу о собственном совершенствовании, иногда мы чувствуем, что наш непреложный долг — показать другим свет. Одному Богу известно, погружены ли мы в кромешную тьму или получили в изобилии свет Свыше, который можем предложить всему миру. Тем не менее мы считаем, что мы знаем все, а другие ничего не знают. Мы хотим, чтобы другие смотрели на мир так же, как мы, и хотим строить мир согласно своим ментальным представлениям. Но это вовсе не распространение света; это лишь использование силы или демонстрация власти.