— Апрель 1978 г.
Вопрос: Существует множество школ медитации, и из-за этого бывает трудно выбрать одну. Как можно найти самую подходящую для себя школу?
Шри Чинмой: Это очень просто, так как это вопрос внутреннего чувства. Здесь, в конференц-зале, собралось довольно много людей. Все они дети Божьи; все они любят Бога и ищут Истину. Но от них всех вы не получите одинакового ощущения. Только один или двое вызовут у вас какое-то особое чувство, когда вы посмотрите на них. Это чувство мы называем родством душ. Например, какой-то один человек вызовет у вас определенное чувство уверенности в том, что он может помочь вам. А когда вы посмотрите на других людей, вы можете ничего и не почувствовать или вовсе не получить вдохновения. Существует много учителей и много путей. Вам нужно приглядеться к каждому из них. Некоторые пути дадут вам ощущение мгновенной радости — некий внутренний экстаз, тогда как другие не вызовут совершенно никаких чувств. Тот путь или учитель, который мгновенно дает вам радость или ощущение удовлетворения, несомненно, является тем, кто вам нужен.
— 5 августа 1982 г.
Вопрос: Нужно ли медитировать на разные темы?
Шри Чинмой: Это зависит от человека. Вы как индивидуальность будете медитировать на что-то одно, а я как индивидуальность буду медитировать на что-то другое. С другой стороны, сегодня вы, может быть, будете медитировать на покой, а завтра на радость. Предположим, что сегодня у вас на работе были трудности во взаимоотношениях с коллегами, и ваш ум взволнован и беспокоен. Естественно, вам захочется помедитировать на покой. А завтра, если вы увидите, что не можете почувствовать радости ни в себе, ни в других, вы будете медитировать на радость.
Таким образом, сегодня предметом вашей медитации может быть покой, завтра радость, а послезавтра — любовь. Каждый день вы можете менять предмет своей медитации. С другой стороны, вы можете днями, неделями, месяцами и годами продолжать медитировать на одно и то же качество, так как вы постоянно увеличиваете свою способность и восприимчивость. Сегодня, быть может, вас удовлетворяет капля покоя, но завтра вы будете молить об обилии покоя, а послезавтра станете взывать о бесконечном покое. И если вы молитесь и медитируете о бесконечном покое, то, естественно, на достижение его уйдет не один день.
Хотя эти разные темы или качества и можно разделить, в конце концов, они все — одно. Если у вас есть покой, тогда у вас есть и радость; если у вас есть радость, тогда у вас также есть покой. Я могу разделить свое тело на части и говорить о глазах, о носе и так далее; или я могу считать свое тело единым целым. Подобным же образом, покой, радость, любовь и все другие качества можно разделить, но в конце концов они ведут ищущего к одному и тому же назначению, которое мы называем удовлетворением.
— 5 августа 1982 г.
Вопрос: Что Вы порекомендуете начинающим?
Шри Чинмой: Если вы начинающий, можно начать с прочтения нескольких духовных книг, написанных очень продвинутыми ищущими или духовными Учителями. Вы также можете повторять строки из Библии, Бхагавад-Гиты, Упанишад, Вед или из любой другой священной книги, вдохновляющей вас. Нужно также медитировать ранним утром и вечером, по крайней мере, по пять минут. Когда вы будете медитировать, то вначале будут приходить мысли. Каждую секунду будет приходить волна-мысль — либо хорошая мысль, либо плохая. Вы обнаружите, что либо вас атакуют плохие мысли, либо вдохновляют хорошие мысли.
Поскольку для начинающих бывает очень трудно заметить, какого рода мысли приходят, то лучше всего встать прямо в дверях комнаты своего ума и не позволять никаким мыслям входить внутрь. Затем, через некоторое время, вы можете открыть дверь и посмотреть, кто там ожидает. Если этот кто-то — ваш настоящий друг, истинный друг, тогда он будет ждать вас бесконечно долго, так как он любит вас. Хорошие мысли, конечно же, любят нас, так что они будут ждать за дверью комнаты ума бесконечно долго. Но плохие мысли немного погодя уйдут, так как почувствуют, что ждать перед закрытой дверью — ниже их достоинства.
К тому же, если это возможно, во время работы дома или в офисе в течение дня вам следует стараться вспомнить шесть или семь раз — лишь на мимолетное мгновение — те переживания, которые вы получили на утренней медитации, или то, что вам нужно будет делать на вечерней медитации. Даже не надо еще раз медитировать, просто вспомните. Это воспоминание само по себе является формой медитации. В толчее и суете жизни у вас может и не быть возможности медитировать так, как вы это делаете рано утром или вечером. Но если вы сможете вспомнить, что вы делали или собираетесь делать, тогда это значительно поможет.