Все настоящие духовные Учителя обучают медитации в безмолвии. Когда подлинный духовный Учитель медитирует, покой, свет и восторг нисходят Свыше и входят в искренних ищущих. Тогда автоматически они учатся медитировать изнутри.
Если у вас есть Учитель, научиться медитировать легче, потому что вы получаете дополнительную помощь от сознательной заботы Учителя. Но если вы не хотите идти по определенному пути или следовать руководству духовного Учителя, если вы просто хотите немного научиться медитировать, а не идти к Богоосознанию, тогда самое лучшее — общаться с духовными людьми, которым вы верите. Неосознанно они будут помогать вам. Но это не приведет вас к высочайшей Цели. Вы научитесь ходить, но не сможете идти быстро. Вы не сможете бежать к Цели быстро, быстрее, быстрее всего. Для этого вам потребуются уроки более высокого уровня, внутренние и более глубокие уроки какого-либо духовного Учителя.
— 30 марта 1973 г.
Вопрос: Мне бы очень хотелось узнать, на что похоже духовное сердце.
Шри Чинмой: Прежде всего давайте посмотрим, чем отличается обычное человеческое сердце от духовного сердца. Человеческое сердце — это небольшая мышца в груди, которую нам могут продемонстрировать врачи. Духовное сердце — это нечто, что ищущий видит и чувствует и во что он превращается. Духовное сердце — шире самого широкого. Сейчас Бесконечность для нас — воображаемое понятие. Но когда мы открываем свое духовное сердце, Бесконечность больше не воображение, это реальность.
С одной стороны, в духовном сердце пребывают Бессмертие, Вечность, Бесконечность, Универсальное Сознание и так далее; с другой стороны, оно превосходит все. Также, хотя духовное сердце бесконечно, вечно и бессмертно, хотя в нем умещается вся Вселенная, оно может с легкостью находиться внутри ограниченного человеческого сердца.
В один момент Бесконечное отделяется от конечного; в другой момент оно призывает конечное войти внутрь себя и становится полностью единым с конечным. В духовной жизни не только капля воды может войти в океан, но океан также обладает способностью войти в крошечную каплю. Бог всемогущ не потому, что Он больше самого большого, а потому, что в один момент Он может быть крохотным, совершенно незначительным муравьем, а в следующий момент Он может быть бесконечно больше океана. Мы называем Его Богом именно потому, что Он может быть тем, чем Он хочет быть: больше самого большого или меньше самого крохотного.
Говоря о Боге, мы также используем термин “Трансцендентальное Сознание”. Это сознание не статично; оно постоянно превосходит себя. Бог вечен, бесконечен и бессмертен, но Он также постоянно прогрессирует. Сам Бог находится в процессе эволюции. Он совершает постоянный прогресс в каждом и через каждого человека на земле, чтобы установить здесь совершенное Совершенство.
— Сентябрь 1973 г.
Вопрос: Как можно поддерживать свое осознание?
Шри Чинмой: Когда мы не поддерживаем свое осознание, мы становимся друзьями бессознательности и невежества. Сохраняя свое осознание и оставаясь начеку, мы двигаемся намного быстрее. Бдительность — это скорость в жизни. Если мы настороже, ничто не может отвлечь нас или помешать нам бежать к цели быстрее всего. Предположим, наша цель — получить научную степень. Если мы будем проводить все свое время в кинотеатрах и ночных клубах, как же мы достигнем цели? Только отбросив ненужное и сфокусировав все свое внимание на цели, мы сможем очень быстро достичь ее. Итак, если мы всегда будем осознавать свою цель и думать о цели, тогда у нас будет вдохновение, устремление и внутренняя потребность достичь цели как можно скорее.
— 18 июля 1975 г.
Вопрос: Как можно погрузиться глубоко внутрь?
Шри Чинмой: Надо почувствовать, что существует нечто, называемое духовным сердцем, и оно находится внутри физического сердца. Затем нужно почувствовать, что внутри духовного сердца есть нечто, называемое душой. Сначала откройте дверь сердца. Оказавшись в сердце, почувствуйте, что вы пытаетесь открыть другую дверь. Это дверь души.
— Апрель 1978 г.
Вопрос: Как добиться более глубоких медитаций?
Шри Чинмой: Добиться более глубоких медитаций можно, постоянно помня о своей цели. Всегда думайте о своей цели как о чем-то высоком, очень высоком, самом высоком. Если ваша цель — не в высочайшем, если ваша цель — не безграничный покой, безграничный свет, безграничный восторг, если вы хотите удовлетвориться только каплей всего этого, тогда ваша медитация не может быть очень глубокой. Только когда ваша цель — высочайшее, вы сможете подняться к высочайшему. Ваше внутреннее стремление к высочайшему будет действовать, как трамплин. Чем сильнее вы оттолкнетесь от трамплина, тем выше вы прыгнете. Так что, медитируя, всегда старайтесь внести в свое существо безграничный покой, свет и восторг или бросайтесь в нечто бесконечное и огромное.